Сегодня точу посвятить статью такой актуальной теме, как кондиционеры для коммерческого транспорта. На текущий момент это довольно актуальная для изучения, так как растут требования к перевозчикам, связанные с комфортом пассажиров.
Основными вариантами являются следующие виды кондиционеров для пассажирского коммерческого транспорта:
- Встроенные (в панель приборов)
- Подкапотные с испарителем в пассажирском салоне
- Накрышные с испарителем в пассажирском салоне и кабине водителя
- Накрышные моноблочные системы.
Расскажу подробно и по порядку об особенностях указанных систем, обращу лишь внимание, что в этой статье я пишу о системах кондиционирования с приводом от двигателя автомобиля.
Встроенные системы используются в основном на ТС с количеством пассажиров не более 5-6 человек и небольшим пассажирским отсеком. Установка производится путем встраивания в штатный отопитель (печку) автомобиля дополнительного испарителя кондиционера. Устанавливается кнопка включения кондиционера на панели, управление воздушным потоком происходит органами управления печки и воздушные потоки попадают в штатные дефлекторы кабины. Мощность таких систем 3,5-4 КВт.
Подкапотные и накрышные кондиционеры отличаются особенностью расположения конденсатора (под капотом перед штатным радиатором автомобиля) и на крыше автомобиля соответственно. Поэтому мощность подкапотных версий ограничена и составляет до 9, 5 КВт. Таким образом их производительности хватит на небольшие размеры автобусов (до 14 посадочных мест) либо для регионов с умеренным климатом. Накрышные системы могут быть мощностью до 13,5 КВт. Их максимальная мощность ограничена возможностями компрессора, устанавливаемого на двигатель автомобиля. Расположение испарителей этих систем полностью аналогичное и могут быть два варианта расположения испарителя в салоне автомобиля :
- переднее (в нише над кабиной или в дополнительно изготовленной полке с разводкой воздушного потока в кабине на водителя и пассажира). Обдув салона происходит фронтально из дефлекторов испарителя по ходу движения автомобиля мощностью 7 и 9,5 КВт;
- заднее ( специально изготавливаются кронштейны крепления и короб, закрывающий испаритель. Обдув салона также происходит фронтально их дефлекторов испарителя навстречу хода движения автомобиля, мощность испарителя аналогично 7 и 9,5 КВт.
В связи с тем, что накрышное решение конденсатора кондиционера не ограничивает размер радиатора, мощность накрышных систем может быть до 13,5 КВт. В связи с этим существует решение с расположением в салоне сразу двух испарителей ( передний встраивается в панель приборов, как в случае со встроенным кондиционерам), а второй располагается в задней части салона (как в случае с задним расположением испарителя). Такое решение оптимально в случае, если нет необходимости в дополнительной установке багажных полок и разводки воздушных потоков по пассажирским местам в салоне автобуса.
Моноблочные системы представляют из себя цельную конструкцию, включающую в себя конденсатор и испаритель, разводка и распределение воздушного потока по салону автомобиля производится в потолочных коробах, устанавливаемых на потолке, либо в багажных полках с использованием комфорт-блоков над каждым пассажирским местом. Возможно изготовление багажных полов в автомобиле таким образом, чтобы обеспечить распределение воздушных потоков в кабину. Мощность систем от 5 до 13 КВт, выбор мощности определяется размерами автомобиля и количеством пассажирских мест в нем. Для южных регионов мощность кондиционера должна быть не менее 13 КВт и желательно использовать систему с максимальными показателями производительности системы. В таком случае стоит обратить внимание на турецких производителей (Yilkar, Albatros и т.п.) или израильский Alex. Конечно же стоимость систем иностранных производителей значительно выше, зато они производят наиболее адаптированные для жаркого климата установки.
Что касается выбора производителя того или иного оборудования, то здесь нужно ориентироваться на регион, в котором Вы собираетесь изготавливать и эксплуатировать свой автомобиль. Наиболее разветвленной дилерской сетью располагают лишь два производителя «ЭЛИНЖ» и «Завод ТерраФриго» (TerraFrigo). Причем оба этих производителя располагают собственной развитой производственной базой, позволяющей им самим производить теплообменное оборудование для своих кондиционеров. Все остальные производители используют только китайские компоненты для производства и комплектации выпускаемого оборудования, я имею в виду радиаторы, испарители, блоки управления, фитинги и хладопроводы, компрессоры.
В следующий раз более подробно расскажу о производителях сидений для автомобилей.
Удачи на дорогах! Как говорится «Ни гвоздя, ни жезла»!