Найти в Дзене
Подписаться

Девочка из XVIII века, портрет которой стал украшением Русского музея

Посещая Русский музей в Петербурге, все посетители, оказавшиеся в залах XVIII века, непременно останавливаются перед этой картиной.

Никто не проходит мимо портрета 10-летней Сарры Элеоноры Фермор кисти Ивана Вишнякова.

Это полотно было создано по заказу графа Виллима Фермора. Это была семья мигрантов из Шотландии. Во времена царствования Петра I отец Фермора приехал служить под российскими знаменами, Виллим был тогда еще мальчиком. Повзрослев, он сделал отличную карьеру, став генерал-аншефом, и внес свой вклад в утверждение славы русского оружия, участвуя в нескольких войнах. Затем он перешел на государственную службу. Фермор женился на Доротее Елизавете Брюс, у них было двое детей - Сарра Элеонора и сын Вильгельм Георг. Их изображения и были заказаны Вишнякову.

Вот так выглядел граф Фермор (художник А. Антропов):

-2

Портрет Сарры был написан Вишняковым в 1749 году. Он изобразил девочку в роскошном наряде взрослой дамы, в парике и с веером. Материал платья передан очень искусно. Шелк буквально сияет. Девочка стоит в напряженной позе, как на светском приеме, как будто готовая в любой момент изящно присесть в поклоне при появлении монаршей особы.

Не очень естественное положения рук, несколько искусственный фон, похожий на театральный задник, вообще костюмированность всего образа не делают тем не менее картину мертвенной и застылой. Она полна жизни и прелестного дыхания свежести благодаря лицу девочки, в котором читаются ум и любознательность в сочетании с хорошим воспитанием.

А вот ее брат, кстати:

-3

Жизнь Сарры сложилась хорошо. В 1765 году она вышла замуж за графа Якова Поктуса фон Штенбока и переехала с ним в Эстляндию. Семья была богатая, о чем говорит сохранившийся до сего дня дворец, который был их домом. В этом здании сейчас расположена резиденция правительства Эстонии. В замужестве Сарра родила девятерых детей! Умерла она в пожилом возрасте.

Ее брат пошел по военной стезе, женился на девице из семьи Альберт, и именно в его доме хранились оба детских портрета, откуда они и поступили потом в Русский музей.

В середине XVIII века русская живопись переживала пору становления и перехода на манеру европейской живописи. В картинах тех лет можно видеть, как черты парсуны и новый стиль перемешаны друг с другом. Это заметно и в портрете Сарры Фермор.

Иван Яковлевич Вишняков учился в России, его не отправили в Европу, как это было с другими художниками. В основном художник занимался росписью интерьеров дворцов ( в том числе Зимнего), писал картины, занимался также иконописью. В его портретах все же чувствуется некоторая парсунность...

Портрет П. И. Панина
Портрет П. И. Панина
Портрет Ксении Тишининой
Портрет Ксении Тишининой

Два прелестных портрета детей Фермор, особенно Сарры, остались вершиной его творчества.

Почитайте еще на моем канале:

Красота волос и их таинственная сила, отраженные в искусстве

Как со временем менялись стиль и имидж Ксении Собчак

Парад фриков: неделя мужской моды в Лондоне

У меня есть еще второй канал на Дзене. Заходите!

А тут канал моего мужа.)