Посещая Русский музей в Петербурге, все посетители, оказавшиеся в залах XVIII века, непременно останавливаются перед этой картиной.
Никто не проходит мимо портрета 10-летней Сарры Элеоноры Фермор кисти Ивана Вишнякова.
Это полотно было создано по заказу графа Виллима Фермора. Это была семья мигрантов из Шотландии. Во времена царствования Петра I отец Фермора приехал служить под российскими знаменами, Виллим был тогда еще мальчиком. Повзрослев, он сделал отличную карьеру, став генерал-аншефом, и внес свой вклад в утверждение славы русского оружия, участвуя в нескольких войнах. Затем он перешел на государственную службу. Фермор женился на Доротее Елизавете Брюс, у них было двое детей - Сарра Элеонора и сын Вильгельм Георг. Их изображения и были заказаны Вишнякову.
Вот так выглядел граф Фермор (художник А. Антропов):
Портрет Сарры был написан Вишняковым в 1749 году. Он изобразил девочку в роскошном наряде взрослой дамы, в парике и с веером. Материал платья передан очень искусно. Шелк буквально сияет. Девочка стоит в напряженной позе, как на светском приеме, как будто готовая в любой момент изящно присесть в поклоне при появлении монаршей особы.
Не очень естественное положения рук, несколько искусственный фон, похожий на театральный задник, вообще костюмированность всего образа не делают тем не менее картину мертвенной и застылой. Она полна жизни и прелестного дыхания свежести благодаря лицу девочки, в котором читаются ум и любознательность в сочетании с хорошим воспитанием.
А вот ее брат, кстати:
Жизнь Сарры сложилась хорошо. В 1765 году она вышла замуж за графа Якова Поктуса фон Штенбока и переехала с ним в Эстляндию. Семья была богатая, о чем говорит сохранившийся до сего дня дворец, который был их домом. В этом здании сейчас расположена резиденция правительства Эстонии. В замужестве Сарра родила девятерых детей! Умерла она в пожилом возрасте.
Ее брат пошел по военной стезе, женился на девице из семьи Альберт, и именно в его доме хранились оба детских портрета, откуда они и поступили потом в Русский музей.
В середине XVIII века русская живопись переживала пору становления и перехода на манеру европейской живописи. В картинах тех лет можно видеть, как черты парсуны и новый стиль перемешаны друг с другом. Это заметно и в портрете Сарры Фермор.
Иван Яковлевич Вишняков учился в России, его не отправили в Европу, как это было с другими художниками. В основном художник занимался росписью интерьеров дворцов ( в том числе Зимнего), писал картины, занимался также иконописью. В его портретах все же чувствуется некоторая парсунность...
Два прелестных портрета детей Фермор, особенно Сарры, остались вершиной его творчества.
Почитайте еще на моем канале:
Красота волос и их таинственная сила, отраженные в искусстве
Как со временем менялись стиль и имидж Ксении Собчак
Парад фриков: неделя мужской моды в Лондоне
У меня есть еще второй канал на Дзене. Заходите!