Подавляющее большинство своей истории, человечество передвигалось по воде с помощью парусных судов, и исход любого, даже самого важнейшего предприятия определялся не только оснащением корабля и профессиональным мастерством моряков, но и тем, как эти люди питались. Сегодня мы узнаем о питании моряков эпохи Нового Времени.
С древнейших времён проблема питьевой воды для моряков была одной из самых главных. В Древнем Риме был изобретён способ её решения под названием «поска». «Поска» представляла собою смесь воды и винного уксуса с добавлением пряных трав, уксус замедлял порчу воды, а пряные травы улучшали вкус этого напитка. В Древнем мире моряки использовали и такой необычный способ добычи воды: за борт вывешивались овечьи шкуры, и за ночь они пропитывались испарениями морской воды и наутро моряки их отжимали. Ну и, конечно же, дождевая вода, собираемая и используемая для утоления жажды.
Вообще, алкоголь на флоте долгое время являлся необходимостью, позволявшей обеззараживать воду. В XVII в. французы создают и начинают использование примитивных фильтров, представлявших из себя речной песок между слоями марли, и позволявших убрать хотя бы часть микроорганизмов. В конце XVII в. предпринимались попытки очистки воды с помощью калийных солей и селитры, но полученную в результате этого воду разбавляли вином, т.к. оно позволяло хотя бы немного отбить резкий запах. В середине XVIII в. Жозеф Эми создал полноценный фильтр из древесного угля, шерсти и губки в воронке, к 80-м годам его изобретение вовсю использовалось французским флотом. Англичане, стали выходить из положения добавляя в воду лимонный сок, что позволяло сохранить воду на больший срок и улучшить её вкусовые качества.
В древности, вода на кораблях хранилась в тростниковых бочках, покрытых глиной. Тростник замедлял прогрев воды, тем самым сохраняя её свойства. И практически до начала XIX в. вода хранилась с помощью подобной технологии, но использовались уже 10-галонновые дубовые бочки. В 1805 на кораблях американского флота начинается экспериментальный ввод железных оцинкованных бочек на замену деревянным. Эксперимент оказался удачным, и в 1830-х началось распространение железных бочек и цистерн для хранения питьевой воды, что позволило заметно увеличить сроки её хранения. Посуда, использовавшаяся на кораблях, была из серебра для офицеров и из меди и олова для матросов.
В самые тяжёлые моменты, моряки были вынуждены варить и употреблять в пищу различные кожаные элементы оснастки и снаряжения, а также пойманных крыс. Но, существовали и более привычные продукты питания, составлявшие основу рациона питания моряков в дальнем плавании.
Ещё в Древнем Египте моряки брали с собой на борт сухари, обладавшие большим сроком годности, при условии их правильного хранения. В Британском военно-морском флоте они имели множество названий: «малярийный хлеб», «замок для червяков», «морской бисквит» и т.д. Типичный рецепт сухарей состоял из пшеничной муки, соли и воды. Для того, чтобы убрать из них воду, их несколько раз помещали в печь. Необходимо было хранить сухари в максимально сухом помещении, т.к. при наличии влаги они очень быстро портились и покрывались плесенью. Но, даже при идеальных условиях хранения, в сухарях появлялись личинки долгоносика, что вынуждало моряков перед употреблением полностью погружать сухарь в воду, для того, чтобы личинки всплывали. Но, некоторые моряки решали эту проблему путём употребления сухарей в темноте.
Сухари обязательно размачивались в различных напитках для их последующего употребления, т.к. их твёрдость стала объектом различных историй и баек, из серии того, что настоящий флотский сухарь не сможет пробить даже мушкетная пуля. Так же, измельчённые сухари являлись прекрасным загустителем супов, что в условиях качки было очень важно.
В XVIII в. из состава сухарей стали убирать соль, и на свет появились галеты. Благодаря отсутствию соли они меньше впитывали влагу и должны были уравновесить кол-во соли, потребляемое моряками благодаря солонине.
Самый классический и распространённый рецепт изготовления солонины представлял собою варку на медленном огне мяса с овощами и специями в течение 5 часов, после чего мясо вынималось, охлаждалось и плотно прессовалось в бочках. Считалось, что солонина была готова к путешествию спустя 2 года выдержки. Благодаря бочковой древесине, через несколько месяцев солонина приобретала коричневатый оттенок и приобретала очень специфический запах, благодаря чему в английском флоте получила она название «дохлый француз». Главная проблема, с которой сталкивались те, кто хотел её употребить состояла в том, что чем дольше она хранилась, тем твёрже становилась. После извлечения из бочки, солонину необходимо было вымачивать не менее суток, после чего она варилась и была готова к употреблению в пищу. Основным и самым известным блюдом из неё стал «лабскаус» - кашица, состоявшая из нарубленной солонины, смешанной с измельчёнными солёными селёдками и приправленную перцем, в более поздний вариант туда ещё вошли картофель, лук и солёные огурцы. Эта смесь спасла многих больных и ослабленных моряков, не имевших возможности жевать твёрдую пищу.
Важным элементом питания являлся сыр. В основном, использовались твёрдые сыры, т.к. они максимально долго (для подобных продуктов) не портились, чего нельзя сказать о мягких сортах, которые могли храниться только в недолгих прибрежных плаваниях. С этой проблемой безрезультатно пытались бороться голландцы, они строили сушильни, увеличивали содержание соли и даже покрывали сырные головы воском, в тщетных надеждах уберечь их от влаги. С XVI в. в английском флоте стали использовать твёрдый «Саффолкский» сыр, который, всё же, при длительном походе портился, в нём заводились черви и его употребление в пищу становилось небезопасным. В XVII в. эта проблема была отчасти решена во многих европейских флотах благодаря сыру “Пармезан», который покрывался плесенью только снаружи. Также, английское адмиралтейство даже предоставляло кредиты местным производителям сыра, т.к. Парма и Модена, где производился Пармезан, были под властью испанцев, и только к началу XIX в. вопрос сыром благодаря усовершенствованным технологиям производства был отчасти решён.
Моряки регулярно брали с собой ещё и сливочное масло, но, оно быстро портилось. Было перепробовано множество способов для увеличения сроков его хранения: топили его, держали в соляном растворе, использовали овечье и козье масло. Но, эти способы не смогли существенно продлить срок годности, и масло входило в число продуктов, которые необходимо было употребить как можно быстрее, в отличии от сухарей, солонины, и различных круп, составлявших основу морского рациона.
Если Вам понравился текст, то будьте добры - поставьте лайк или сделайте репост! Подписывайтесь на нас! Этим Вы поддержите наш канал и подкрепите наше желание искать новые интересные темы для Вас :)