Найти тему

ЗЕНИЦА РОКА

Моей дочке Маше

1988 год

1

- Ну, будь, что будет. Да, будь, что будет.

Мальчик поправил на плече ремень сумки и толкнул высокую, в четыре его роста массивную дверь - та на удивление легко подалась и впустила в сумрачный зал библиотеки. Боясь передумать, он, как можно быстрее, вошел вовнутрь и, увидев высокий стол рядом с кафедрой, направился к нему. За барьером никого не было. Прислушался. Тишина, только потрескивание свечей в больших древних канделябрах, шепот штор у стен да тиканье напольных часов в темном углу. Мальчик поднялся на цыпочки и заметил на столе блестящую черепашку звонка. Он ударил ладошкой по крышке и вдруг высоко-высоко под потолком раздался гром! Оглушительный рокот накрыл гостя, заставив зажмуриться, отскочил к стеллажам, где потерся о корешки книг и рассыпался эхом в тёмных пыльных лабиринтах библиотеки. В ушах гостя ещё звенело, и он не услышал приближающихся шагов, когда же открыл глаза, то увидел, как над ним нависла высокая фигура с высокой шапкой на голове. Это был… - мальчик пригляделся, - ночной колпак.

За кафедрой стояла молодая девушка, похожая на ученицу старших курсов.

- Кх-кх. Молодой человек, что вы здесь делаете в столь… - библиотекарь скосила глаза на часы, стрелки которых сладко посапывали на двадцати минутах пятого, - ранний час?

- Я по делу.

- Вам преподаватели…- девушка заметила на груди серо-зеленый значок, - …не рассказывали, что раньше семи утра, таким как вы, в библиотеку заходить нельзя?

- Говорили, - ответил мальчик.

- Так почему вы не слушаете старших? Что это у вас такое? – девушка указала на висящий в воздухе летучий коврик, на котором стоял книжный сундук. – Вы думаете, у меня есть желание минуты своего драгоценного сна разменивать на общение с первокурсниками, которым вообще запрещено сюда заходить?

- Я…

- Вы ещё здесь? Прошу покинуть библиотеку.

- Я…

- Что за непонятливые детки пошли. Вы не слышите, что я вам говорю?

- Но мне надо! – сказал мальчик и прищурил глаза, словно ожидая нового раската грома.

Девушка чуть наклонилась вперед, рассматривая гостя внимательнее. Ростом мал, в плечах узок, дунь и улетит далеко-далеко, но выражение лица серьезное, под светло-русой челкой между черных бровей прорезались две упрямые морщинки…

- И какое у вас ко мне срочное дело, юнкер?

- Книги.

- Понятно, что не пирожки, - девушка не смогла скрыть улыбки.

- Мне надо… обязательно. Вот…

Мальчик протянул кулак и бросил на стол клочок бумаги.

Девушка, слегка оторопев от такой наглости, все же взяла записку. Попытавшись её расправить, что было весьма затруднительно, начала читать вслух:

- Подготовить к семинару два вопроса. Первый: открытие школы Идавель…

- Ну, это просто, - раздался голос снизу.

- Не поняла, что просто? - девушка остановилась и посмотрела на гостя.

- Школа второй раз открылась в 1527 году от Рождества Христова…

- Что просто? - библиотекарь повысила голос.

- Первым директором была…

- Что просто? – стальные нотки в голосе заставил мальчика прикусить язык. - Да на этот вопрос вообще нет ответа! И мне какой-то…

- Иржи. Жижка…

- … Иржижика говорит, что это просто.

Именно так, без паузы, девушка произнесла имя и фамилию ученика.

Мальчик недовольно поджал губы.

- Меня зовут: Иржи. Жижка.

- Какая разница? - сказала девушка. – Так вот, на первый вопрос не могут ответить…

- Но профессор Иванова…

- Я знаю лекции профессора Ивановой наизусть, потому что в отличие от некоторых юнкеров на занятиях не спала...

После этих слов на бледном лице гостя начали проступать ярко-красные пятна.

- …и мне не надо повторять то, что она говорила, - продолжила библиотекарь. - Уточняю для непонимак: на первый вопрос ответа нет.

Девушка заметила, что гость собирается её перебить, но так посмотрела, что Иржи ничего не оставалось делать, как закрыть рот и слушать.

- Продолжим, - библиотекарь вернулась к записке. – Вопрос номер два: кто такие аварги.

Иржи Жижка смотрел на девушку и ждал, что она скажет. Только сейчас мальчик разглядел её заспанное, чуть помятое лицо и две красные ямки на переносице. На груди висело пенсне. «Наверное, читала и заснула, а я разбудил», - подумал он.

- Ты и вправду лекцию проспал? – брови девушки приподнялись.

- Только в конце.

- А! Теперь понятно, - брови библиотекаря встали на место. – На лекциях профессора Ивановой спать нельзя, а то можно схлопотать задания, на которые не всегда ответят и э-э-э… выпускники. Тебе, брат, повезло. Это - заковыка.

- Что?

- Это - заковыка. Задание с подвохом. На эти вопросы ты не сможешь ответить. Во-первых, ты не имеешь права пользоваться библиотекой второго подземного уровня. И если я узнаю того умника, который тебе посоветовал сюда заявиться, я этому умнику уши-то оборву. Во-вторых: аваргов в стенах нашей школы лучше не упоминать. Не к добру… Выходит, ты так разозлил профессора, что она дала неподъемное задание. Это и есть заковыка.

- И что же мне делать? - мальчик был явно расстроен.

- Наконец-то дождалась умных слов, - девушка ещё раз оглядела хрупкую фигуру Жижки, тяжелую сумку, висящую на плече и пристроившийся собачкой коврик с огромным книжным сундуком.

- На первом курсе этот вопрос не должен сходить у тебя с языка. Это потом будешь всех поучать, а пока слушай, что говорят взрослые. А они говорят следующее: иди в свою комнату и днём хорошо выспись. Про задание забудь - профессор Иванова хоть и вспыльчивая, но быстро отходит. Через неделю она про тебя и не вспомнит… Вот что тебе говорят взрослые. Всё, доброго утра.

Но мальчик не сдвинулся с места.

- Ну, что ещё?

- А вдруг я смогу подготовиться. Ведь у вас вон сколько книг.

- Конечно, но они для взрослых и для старшекурсников.

- Да?

- Да, - девушка уже не знала, смеяться ей или плакать.

- Они такие страшные?

- Книги? Очень.

- А я не боюсь, - сказал мальчик улыбаясь.

- И не сомневаюсь. Всем известно: юнкерам вашего… потока… неведом страх. Но порядок - есть порядок.

- А кто такие аварги? – не удержался Иржи.

Девушка поняла, что сегодня ей уже не заснуть. Она, подвинув стул, взобралась на него, подперла ладонью подбородок и посмотрела куда-то далеко-далеко. Посидев так немного, библиотекарь опустила взгляд на гостя.

- А если…

- Что если? – мальчик был весь внимание.

- Несколько лет назад в подобную ситуацию попала одна девочка, и она смогла раскопать сведения, которые позволили ей получить по истории нашей школы высокую оценку. И это, - девушка подняла вверх палец, - у профессора Ивановой.

- Может, вы мне поможете найти эти…сведения?

- Та девушка, - усмехнулась библиотекарь, - училась на втором курсе.

- Ну и что? А может я смогу? Вы не смотрите, что я мал. Внешность обманчива. Всё-таки я не простой юнкер.

- Я это уже заметила, - девушка кивнула на значок.

Иржи понял, что библиотекарь сомневается, хотя, скорее всего, решение уже приняла, но он боялся надеяться, что ему разрешат взять взрослые книги… Неужели у него получится?

- Ладно, - девушка щелкнула пальцами, и вдруг над столом взметнулось большое гусиное перо. – Записывай. Иржи Жижка. Первый курс. Цвет?

- Пурпурный.

- Даже та-а-ак? – протянула девушка и, наверное, впервые за время беседы внимательно посмотрела на гостя. – Из каких земель будете, князь?

Мальчик смотрел, как перо подвинуло на центр стола чистый лист бумаги и, макая свой носик в чернильницу, выводило вензеля.

- Родился в Праге… - ответил Иржи, не зная, как реагировать на слова - никаким князем он, конечно, не был.

- Давно проживаете в Праге?

- Недавно. Но я… не князь.

- Понятно, бывает, - девушка сладко до ломоты в челюсти зевнула, - перышко тут же подлетело и услужливо прикрыло ей рот. - …Юнкер из пурпурного класса взял для личного пользования первый том «Летописи замка Идавель», автора… да ты само знаешь... дата. Иржи, распишись.

Мальчик схватил на лету перо и поставил внизу красивую подпись. Как только металлическое острие оторвалось от бумаги, вдалеке раздался шелест и стал приближаться-приближаться… Вдруг над кафедрой пролетел внушительных размеров фолиант, сделал сальто и юркнул в книжный сундук юнкера. Иржи только и успел разглядеть мешок, сшитый из черного бархата.

- Это ещё не всё, - девушка улыбнулась. – Видишь, как ловко книжка прилетела, как обрадовалась, что её будут читать? Так вот, если нарушишь мои условия, то она так же быстро вернется домой. Понятно?

- Понятно.

- Условия такие. Книгу никому не давать, даже в руки. Самому читать только в свободное от занятий время. Перед сном по утрам не сметь открывать, а то кошмары замучают. Летопись - это художественная обработка древних трактатов, восстановленных, переработанных и переписанных недавно… э-э-э… одним архивариусом. Предупреждаю, в этой хронике нет сокращений, нет адаптации для возраста, кои используются в учебниках для малышей. Поэтому, - девушка улыбнулась, - страшные места пролистывай. Это стародавняя история. Там нет ответа на вопрос профессора Ивановой, но о тех временах подробнее никто ещё не писал. Понятно? В книге много взрослого. Будешь старше, узнаешь, что в древности кудесники и колдуны не дружили, как сейчас, а воевали. Все против всех.

- Я знаю - дедушка рассказывал.

- Знаешь? Хорошо. Ну, ступай.

Мальчик кивнул и побежал к выходу. Коврик, круто развернувшись на месте, поспешил за хозяином.

Оставшись в одиночестве, библиотекарь посмотрела на только что закрывшуюся дверь, вздохнула, покосилась на проснувшиеся часы, погрозила им пальцем:

- Если наябедничаете дедушке… Обижусь!

Перышко подлетело к лицу библиотекаря, почесало ей кончик носа и, сделав сальто, юркнуло в пенал. Девушка тяжело встала, потянулась и пошла в свой кабинет.

Из темноты еле слышно доносилось удаляющееся бурчание:

- А что? Ночью читаешь, днем на занятиях спишь… а эти… каиниды… днём читают, ночью спят. Хе-хе…

Иржи Жижка несся по ступеням вверх так, что за ним еле поспевал коврик. Юнкеру казалось, что он совершил свой первый подвиг в школе магии, и, видят все вместе взятые аварги, кем бы они ни были - не последний! Подбежав к порогу, ведущему в крыло, где жили и обучались каиниды, он засунул руку в пасть каменному льву. Дверь открылась. Иржи прошел по пустому коридору до казармы первогодок. Найдя свою спальню, вошел в комнату и огляделся: все однокашники ещё не пришли с занятий. Иржи переоделся в домашнее и лег на постель. Открыв сундучок, достал бархатный мешок с книгой. Оглядев со всех сторон чехол, развязал тесемку и вытащил свою добычу.

Книга была прекрасна. Кожаный переплет с золотым тиснением и золотыми бляхами на углах, плотная коричневая обложка с простеньким магическим замочком, льняной форзац. Бумага тонкая, приятно пахнущая, гладенькая на ощупь. Мальчик прочитал название: «История второго рождения школы магии Идавель. Попытка увидеть невидимое и познать неопознанное немагическим способом». Автор: архивариус Павел Верецки». В центре обложки нарисована спящая большая тёмная кошка. Рысь с черным пятном на груди. Интересно!

Мальчик улегся удобнее, положил книгу на колени - она была достаточно тяжелой, - и чуть не вскрикнул, заметив, как только что дремавшая рысь подняла голову и посмотрела на Иржи красивыми желтыми глазами.

Он подмигнул кошке.

- Привет.

Сторож книги фыркнула и, сделав круг, снова легла спать.

Как рассказывал дедушка Иржи, тайна второго рождения Идавеля давно занимает волшебников. О чем говорить, даже если среди каинидов нет общего мнения на этот счет, а многие, из ныне живущих, знают те времена не по свиткам или рассказам - они видели рассветы и закаты ХVI века воочию, дышали тем древним воздухом, носили кружева и парики, сражались с ордами тварей адхарма и те битвы для них были не книжной Священной войной, а чередой реальных битв, с трудом добытых побед.

Иржи помнил лекции профессора Ивановой. Редко когда преподаватели Идавеля допускали в свой цех чужих учителей, тем более не каинидов, но для дочки простых кудесников сделали исключение. Алёна Савельевна обладала редким даром – её крепкая память не только хранила массу фактов, цифр и цитат. Преподаватель имела хорошо развитую интуицию, и часто, основываясь на россыпи малозначительных фактов, могла прийти к парадоксальным, но как потом выяснялось, правильным выводам. Иванова была замечательным исследователем, талантливым рассказчиком и очень требовательным преподавателем.

Вспоминая лекцию Алёны Савельевны, Иржи, словно воочию увидел профессора: её невысокую худощавую обтянутую темным платьем фигуру, украшенные серебряной сеточкой русые волосы; открытое чуть полноватое лицо, белые, сложенные на животе ладошки. Профессор мелкими шажками плыла среди парт, и четко произнося слова, диктовала по памяти свою лекцию:

- …тайна перерождения школы магии известной нам под именами Идавель, Стреудрам или Мольфаргард полна очарования. Политическая и магическая карта средневековой Европы и Азии, последовательность деяний, и вытекающих из них событий, факты, на которые опираются архивариусы, вызывают трепет непонимания. Отсутствие логики и маломальского смысла в причинно-следственных связях народов и племён накануне второго рождения нашей школы ставит в тупик исследователя и заставляет заниматься гаданием. В академической литературе, посвященной второму открытию Идавеля, в основном преобладают догадки, а не доказанные и систематизированные выводы. Я не собираюсь приводить вам самые распространенные версии трёх важных вопросов «Что? Когда? Почему?». Не буду вступать в заочный спор с современниками или коллегами из прошлого. Моя задача - рассказать о предпосылках второго открытия школы Стреудрам-Идавеля. Я попытаюсь раскрыть сложившийся на тот момент расклад сил, упомяну о исторических личностях, имеющих отношение к школе и живших в то непростое время… А когда оно бывает простым? Позвольте заранее извиниться за то, что моя лекция будет столь короткой.

Начало ХI века для европейских народов и племён, ведающих магию ознаменовалось относительным покоем, вызванным отсутствием притязаний на земли соседей. Всем хватало того, что они имеют. Волшебники учились жить рядом с обильно размножающимися детьми Авеля – людьми. Экспансия волшебных народов с севера Африки и Азии в Европу прекратилась. Кланы каинидов, после двадцатилетней войны с кавказскими дэвами, были обескровлены, а состав их семей сравнительно малочисленным. Маги, волшебники, кудесники жили тихо и спокойно. Расцветали ремёсла, торговля, прикладные науки. Можно отметить продолжающуюся тенденцию покорения слабых более сильными. Процветающая в начале ХI века в Индии, Африке и Азии работорговля лесными, болотными, речными и прочими магическими племенами и народами, перенеслась и на рынки Европы.

Относительное затишье, крепнущие торговые, культурные и социальные связи ведающих магию народов и племён, породило потребность в обмене знаниями и последующей передаче их наследникам. По всей Европе стали появляться клановые, а потом и общие магические школы. Практика открытых учебных заведений впервые была опробована в Азии, где существовала древнейшая, основанная джиннами школа Йи-Йяц. Если судить по датам, то можно наблюдать продвижение школ с юга на север: Йи-Йяц - V век нашей эры, Суфи-Сатр - VI век, Мелиитафан – VII. В Европе две школы появились в VIII и XI веках от Рождества Христова. Стреудрам или, если угодно, Идавель, был открыт последним из известных нам великих школ магии. Случилось это в конце XII века. Есть ещё более современное, чем наше учебное заведение, но оно находится далеко за океаном и мы о нем стараемся не говорить.

Необходимо отметить, что обучение магии в Карпатах велось издавна каинидами, водяными русинами, волшебниками, но это были так называемые, внутрицеховые школы. В начале ХII века ситуация изменилась. Главы кланов каинидов обратились к дэвам и кудесникам с предложением о создании места для общего обучения наследников, по примеру заведений Азии и Европы. По ряду причин выбор пал в пользу Карпат. Место было найдено на перекрестке торговых путей в одном из ущелий северо-восточной части гор неподалёку от Русских ворот. Строительство шло быстрыми темпами, а когда Стреудрам, называемый так по имени ущелья, в котором была построена школа, открыл двери, то стал принимать детей независимо от того, к какому народу принадлежали учащиеся. Школа просуществовала сто пятьдесят лет, но финальный этап большой миграции народов из западной Европы на восток через Карпаты, сопровождающейся грабежами, насилием и убийствами не мог ни повлиять на её судьбу. В середине XIV века она была закрыта. Решение запечатать ущелье, было продиктовано также внутриклановыми конфликтами каинидов. Школа опустела на долгие полтора столетия и вот теперь мы подходим к самому интересному…

Начало ХVI века…

В Европе наблюдается тотальный диктат власти католической церкви. Святая Инквизиция преследует любое проявление ненормальности. Обнаруженные людьми маги, волшебники, кудесники, каиниды, дэвы уничтожаются без сожаления. Прежде чем в христианском мире началось движение Реформации, люди навсегда провели черту, отделяющую детей Авеля от племён, ведающих магию. Любое сношение наших народов в те времена считалось табу. Жизнь магических народов, казалось, замерла. Каиниды объединились в союз, именуемый Камариллой, добровольно приняли жестокие законы Маскарада и исчезли с политической арены Европы. Кудесники прекратили любые контакты с родом людей и стали ещё более скрытными. Торговля в упадке, ремесла не развиваются, каждый род, клан, семья живет обособлено. Некоторая активность наблюдается в Азии, на территории самого сильного государства людей того времени - Османской империи, - но постоянная угроза вторжения с юга войск адхарма сдерживает экспансию магов Востока на Север и Запад.

В Восточной Европе наблюдается застой. Войны, болезни, холодные зимы, засушливые летние месяцы, неурожаи, голод и снова войны, болезни. Тяжелое время и для людей и для волшебников. В 1527 году от Рождества Христова безвременье, застой, затхлость прерывается необычайным событием - после ста пятидесятилетнего перерыва была сломана печать, охраняющая вход в замок Идавель. Первые двенадцать учеников вместе с будущими преподавателями переступили порог некогда великой школы магии. Как вы знаете, среди них были каиниды из Клана Тореадоров, мольфар, дочь верховного кудесника Истамбула Гульнара и её опекун Искандер-ата, а также дети, представляющих разные степные племена Дикого поля и дремучих лесов Руси. Нам неизвестно, по какой причине эти маги, волшебники и каиниды оказались в одном месте и в одно время. Есть предположение, почему они искали защиту у Идавеля, но, повторюсь, это только догадки.

Посмотрите на карту. Карпаты разделены на три части. Юго-восточная принадлежит Клану Габо, юго-западная Клану Тореадоров. Северо-западная и центральная - Клану Мартонс. Кроме того, восточная часть Карпатских гор заселена волхвами, волшебниками и русинскими племенами, ведающими магию воды. Восточнее, за заселенным людьми Полесьем, в те времена раскинуло свои просторы Дикое поле, которое в XII-XIV веках стало прибежищем переселившихся с западной Европы руянов и других племен полабских славян. Кроме них там свободно проживали лешие, костопрыги, волхвы четырёх языческих корней, берендеи и прочие малые и большие народы.

В 1527 году все фигуры на карте Восточной Европы, которые я упомянула, находились в состоянии если не войны, то прямой вражды. Это – неопровержимый факт! Руяны летом и осенью воевали против союзного войска леших, берендеев и степных волхвов. Клан Габо тайно привлёк наёмников из Северной Африки для нападения на земли Клана Мартонс. Последние, в свою очередь, совершали набеги на восточные границы, где селились русинские племена магии воды.

Люди в том году пострадали от крымского хана, который прошел войском через Дикое поле и земли Руси, грабя и забирая славян в рабство. Некоторые исторические документы того времени указывают на то, что, прикрываясь набегом крымчаков, каиниды-наёмники совершили свой поход против магических народов Дикого поля. Обагренные кровью степи в то лето полыхали от пожарищ в которых сгорали поселения и людей и народов, ведающих магию.

Что я хочу сказать… Для того чтобы собрать вместе лешего и каинида, медведя-берендея и оборотня-руяна должно было произойти нечто необыкновенное. Даже фантастическое! Идавель открыл свои подземелья в лихую, чёрную, полную боли годыну. Поэтому исследователи задаются вопросом: как убивающие друг друга в открытых сражениях взрослые могли дать согласие на совместное обучение их наследников с детьми врагов? Как сталось, что извечные противники переступили через былую ненависть и доверили воспитание своих детей каинидам? Ответов на эти загадки у нас пока нет…

Я неоднократно просила помощи у архивариусов Кланов Габо и Мартонс, но мне было отказано. Как и другим исследователям. Каиниды умеют молчать, но тот, кто раскроет тайну второго рождения Идавеля, совершит замечательное историческое открытие.

Так профессор Алёна Савельевна Иванова завершала свою лекцию…

Это начало моего романа. Если хотите ознакомиться с продолжением, то милости прошу в гости:

https://shop.cruzworlds.ru/?a=book&id=1959 (за деньги)

или https://author.today/work/26624 (здесь пока бесплатно)