Компания Илона Маска, производящая электромобили Tesla, приближается к банкротству, если не заплатит почти миллиард долларов по облигациям или не поднимет котировки акций на бирже минимум на четверть.
Американская компания – производитель электромобилей Tesla Inc. 1 марта должна будет заплатить почти 920 млн долл. по выпуску облигаций US88160RAB78. Эксперты считают, что средств у компании хватит только на половину. Остальное Илон Маск может оплатить акциями, но и их не хватит, потому что тогда котировки должны быть минимум на уровне 360–400 долл. за штуку, то есть на четверть дороже нынешней цены.
Эксперты такую цену называют недостижимой, потому что повышенного интереса инвесторов к ценным бумагам Tesla не замечено, как и событий его вызывающих. Вот поэтому аналитики говорят о возможном банкротстве Tesla Inc.
► Tesla договорилась с федеральным регулятором
Вообще же Tesla разместила пять долговых выпусков: в ноябре 2018 года уже было погашено на 230 млн долл., 1 марта 2019 года (объем по номиналу 800 млн долл.), 1 марта 2021-го, 15 марта 2022-го и 15 августа 2025 года (1,8 млрд долл.). При этом облигациям 2025 года рейтинговые агентства из-за проблем с моделью Tesla Model 3 с самого начала присваивали «мусорные» рейтинги. При этом эксперты Moody's особо уточнили, что компания в 2017 году уже заняла более 700 млн долл., и предупредили кредиторов о высоком риске потерять свои деньги.
В общем долговая нагрузка компании к концу 2018 года достигла 10,3 млрд долл. с соотношением к собственному капиталу 243%. То есть на 1 долл. собственных средств компания должна почти 3,5 долл. Из этого числа на облигации приходится около 7,5 млрд долл., а запас на балансе денег и эквивалентных средств (например, акции) всего 3,4 млрд долл.
В текущих условиях Илон Маск, скорее всего, примет решение о допэмиссии акций, что фактически означает разводнение капитала. Агентство Moody’s говорит, что Tesla должна выпустить дополнительных акций более чем на 2 млрд долл. при нынешней капитализации в 53,62 млрд долл.
Напомним, что компания Tesla закончила 2018 год с убытком в размере около 1 млрд долл., при этом в четвертом квартале, впервые за 15 лет, была чистая прибыль в размере 139 млн долл. Выручка за последний квартал составила 7,2 млрд долл., что стало рекордом для компании. Общая выручка за год также была на высоте – чуть больше 21 млрд долл.
Илон Маск заявлял, что 2018 год был «самым важным годом в истории Tesla». Производство электромобилей составило около 253 тыс. шт. (более половины – Model 3), хотя планировалось 500 тыс.
На 2019 год в планах производство уже 400 тыс. электромобилей, то есть на 65% больше показателей 2018 года. Также запланированы поставки на новые рынки, например, на китайский, который считается крупнейшим рынком электромобилей в мире. Вместе с тем Tesla прекращает выпуск дешевых электромобилей.
Одновременно Tesla подвергается давлению со стороны конкурентов, что снижает интерес инвесторов к ее бумагам. Уже представил свой элетрокар Mercedes, появляются в сети сообщения о разработках BMW. В середине декабря компания Porsche открыла предварительные заказы на электроспорткар Taycan EV, который будет стоить на 20 тыс. долл. дешевле самых популярных моделей Tesla (дополнительно владельцам обещают бесплатную зарядку в течение трех лет на 300 зарядных станциях в США).
При этом рыночные аналитики говорят, что хотя и есть шансы спасти компанию Илона Маска, однако участники уже готовятся к ее банкротству, потому что с середины января доходность по всем бондам Tesla выросла до 11,5%, а это в полтора раза, на минуточку. Напомним, чем выше доходность, тем больше риски.