Найти в Дзене
Senicheff Longsword Club

Латные доспехи: эволюция итальянской кирасы

Настало время продолжить погружение в историю латного доспеха. В прошлый раз мы коснулись основного конструктивного элемента, вокруг которого, на мой взгляд, и выстраивалась идея бронирования тяжелого всадника позднего средневековья, то есть, латного нагрудника. Теперь же обратимся к дополнительным функциональным элементам и попробуем понять хитрости и технический гений, заложенный в них. Предметом нашего сегодняшнего разговора станет латная юбка Этот немаловажный элемент кирасы, традиционно состоящий из продольных железных полос, на самом деле не так прост, как кажется на первый взгляд.
Первым делом, введем в наш обиход два полезных термина: плакарт и пластрон. Пластроном в оружиеведении традиционно называют верхнюю часть кирасы, то есть, нагрудник. Плакартом - латную юбку, а точнее, ее модификацию, о которой речь и пойдет ниже. Глядя на типичный силуэт ранней кирасы, мы должны держать в уме, что ее пользователь в первую очередь был всадником, и находясь в высоком рыцарском седле, на

Настало время продолжить погружение в историю латного доспеха. В прошлый раз мы коснулись основного конструктивного элемента, вокруг которого, на мой взгляд, и выстраивалась идея бронирования тяжелого всадника позднего средневековья, то есть, латного нагрудника. Теперь же обратимся к дополнительным функциональным элементам и попробуем понять хитрости и технический гений, заложенный в них.

Рыцарь в миланском доспехе середины XV века. Деталь картины Никола да Улиссе 1463 г.
Рыцарь в миланском доспехе середины XV века. Деталь картины Никола да Улиссе 1463 г.

Предметом нашего сегодняшнего разговора станет латная юбка

Этот немаловажный элемент кирасы, традиционно состоящий из продольных железных полос, на самом деле не так прост, как кажется на первый взгляд.

Первым делом, введем в наш обиход два полезных термина:
плакарт и пластрон. Пластроном в оружиеведении традиционно называют верхнюю часть кирасы, то есть, нагрудник. Плакартом - латную юбку, а точнее, ее модификацию, о которой речь и пойдет ниже.

Глядя на типичный силуэт ранней кирасы, мы должны держать в уме, что ее пользователь в первую очередь был всадником, и находясь в высоком рыцарском седле, наиболее уязвимыми частями были его грудь, руки и голова. Прикрытие же органов брюшной полости жестким стальным листом могло помешать ему полноценно справляться со своими задачами. Поэтому, насколько бы важным не было прикрытие этого опасного участка брони, оно не должно мешать своему владельцу. Решение этой проблемы было найдено в ламинарной конструкции юбки и подвижной сборке, которая, подобно телескопу (или туристическому стаканчику), собиралась сама в себя при необходимости нагнуться или сильно поднять ногу. На рисунке ниже мы можем наблюдать один из самых ранних примеров латной юбки, при чем обладающей защитой паха (касательно нее бытует мнение, что она была навесной либо особо подвижной). А обратить внимание стоит также и на то, как юбка расположена относительно нагрудника. А именно, она находится под ним, вероятно, приклепана к нижнему его краю изнутри.

Латный нагрудник и юбка, ок. 1360 года, алтарь собора в Пистойе, Тоскана.
Латный нагрудник и юбка, ок. 1360 года, алтарь собора в Пистойе, Тоскана.

Подобная тенденция расположения юбки под пластиной нагрудника к XV веку будет встречаться достаточно редко и на какое-то время станет более характерной для германского стиля доспехов, нежели северо-итальянского. Уже к началу XV века мы можем наблюдать интересное изменении в расположении юбки относительно нагрудника, а именно, ее крепление поверх, на специальном ремне (в данном случае речь идет в первую очередь о кирасах. На нагрудниках, предполагавших ношение без латной спины, крепление плакарта будет чаще осуществляться заклепкой либо специальным болтом). Если задуматься о логике такого решения, можно предположить, что добавление дополнительного элемента защиты в нижней части грудины, напротив и под мечевидным отростком, в месте расхождения ребер.

Надгробная плита неаполитанского рыцаря Marino di Giovanni Cossa, ум. в 1418 году.
Надгробная плита неаполитанского рыцаря Marino di Giovanni Cossa, ум. в 1418 году.

Можно заметить, что в течение XV века в так называемом миланском стиле доспеха верхняя пластина юбки постепенно увеличивается, к концу века превращаясь практически во вторую нагрудную пластину. Эволюцию этого процесса можно проследить на прорисовках из книги Le armature di s. Maria delle grazie di curtatone di mantova e l'armatura lombarda del'400:

Эволюция миланской кирасы в течение XV века. Также можно обратить внимание на развитие защиты рук и ног, но об этом мы будем говорить отдельно.
Эволюция миланской кирасы в течение XV века. Также можно обратить внимание на развитие защиты рук и ног, но об этом мы будем говорить отдельно.

Еще одним существенным моментом касательно латной юбки стоит отметить ее длину, а вместе с тем и длину всей кирасы в целом. В первой части этой темы мы уже отмечали, что нижний край нагрудника в XIV и XV веках приходится приблизительно на линию чуть ниже 12 ребра (ситуация несколько изменится во второй трети XVI века). Край же латной юбки - дело гораздо более сложное. Статистически большое количество именно итальянских кирас заканчиваются приблизительно на уровне края лобковой кости. Это нужно, несомненно, для того, чтобы не создавать лишних препятствий ногам. При этом прикрытие верха бедренной кости осуществляется кольчужным полотном, в некоторых случаях - двойным (см. 1 картину со св. Георгием ниже).

Кираса ок. 1410 года, Милан. Уже знакомый нам нагрудник со стопорным ребром и фокром, теперь обзавелся и плакартом
Кираса ок. 1410 года, Милан. Уже знакомый нам нагрудник со стопорным ребром и фокром, теперь обзавелся и плакартом

Стоит заметить, что встречаются и изображения людей в итальянских кирасах, нижний край юбки которых расположен еще ниже, прикрывая головку бедра и доходя до середины ягодиц или чуть ниже, но статистически их несколько меньше, чем более коротких версий.

И конечно же, прогресс не стоял на месте дольше, чем это было нужно, и уже ко второй четверти XV века мы наблюдаем появление дополнительных пластин на юбке, именуемых тассетами. Способ их крепления говорит о подвижности и стремлении не мешать ни шагу, ни посадке в седло.

Касательно толщины латной юбки, исследователи отмечают, что она сильно уступает по толщине нагруднику, и на то есть ряд причин, среди которых я выделю две:
- перекрытие и общая подвижность пластин не дадут так легко пробить даже тонкий лист стали
- учитывая, что большое количество изображенных в 1380-1440 годах воинов в латных нагрудниках и вовсе не имеют стальной пластинчатой латной юбки, а обходятся кольчужными или мелкопластинчатыми элементами, вероятно, эта зона не требовала столь усиленного внимания, как грудь или голова.

Св. Георгий в итальянском доспехе, ~1467, 1462, 1435. Можно заметить вариативность в длине и форме плакарта
Св. Георгий в итальянском доспехе, ~1467, 1462, 1435. Можно заметить вариативность в длине и форме плакарта

Полагаю, что для краткого и популярного разбора такой темы, как защита брюшной полости, мы сказали достаточно. Благодарю за внимание.

P.S. по следам предыдущего текста об эволюции нагрудника, мне поступило несколько комментариев касательно вводной части текста. К ним я позволю себе дать краткие пояснения:

1. Я не достаточно ясно выразился, говоря о мускульных кирасах классической античности - до нас действительно дошло несколько образцов железной мускульной кирасы. То есть попытки воспроизвести привычную для бронзы форму все-таки имели место быть, и вероятно, имели успех. Судить о массовости их распространения я не могу.

2. С большой вероятностью, наиболее ранние варианты жесткой защиты груди в дополнении к кольчуге были кожаными, а не металлическими, и мы можем наблюдать их надетыми вместе с кольчугой на надгробиях рыцарей в церкви Тампля в Париже, ок. 1250 года.

3. Наиболее раннее упоминание нагрудника, вероятно, устроенного на манер бригантины, и то, что он мог носиться под кольчугой, относится к норвежскому манускрипту Konungs skuggsjá (Королевское зерцало), датированному серединой XIII века. Нагрудник там именуется brjóstbjörg (камень груди) и должен быть 'görva af góðu járni' - сделан из доброго железа.

Миланский доспех ок. 1440 года в собрании музея Глазго.
Миланский доспех ок. 1440 года в собрании музея Глазго.