Более чем в четырех десятков городов в прошедшее воскресенье прошли митинги против «мусорной» реформы, которую государство анонсировало с января этого (2019) года. Конечно, это не массовое движение протеста, но все же (Ярославль, Санкт-Петербург, Наро-Фоминск, Омск и прочие, число участников от 100 до 300 человек) . Хотя в некоторых было и меньше. Что же не нравится широким массам? Неужели вышедшие гражданские активисты против того, чтобы бороться с загрязнением наших городов, с переполненными мусорными полигонами, с загаживанием природы и прочими благими намерениями? Конечно, нет. Но тогда, что они делали на митингах протеста? Почему пошли протестовать, а не на субботник убирать тот же самый мусор? Ответ прост, и он на поверхности, как и мусор, который с горем по полам убирают власти, но уже не знают, куда его девать.
Все дело в том, что вызывает раздражение и недовольство не сама реформа, а как она реализуется, и общее отношение власти к решению мусорной проблемы. По большому счету, получается, что убирая в одном месте, начинают гадить в другом. Так, московский мусор, теперь будут вывозить в Архангельскую область и закапывать в чистых девственных лесах российского Севера. А все так, потому что тянули, тянули и дождались! Ситуация такова. Согласно госреестру в стране 1228 мусорных полигонов, среди которых новых ( появившихся после развала СССР единицы). Большинство всех этих полигонов работают уже сверх предела своих возможностей. При этом на всю нашу страну, мусоросжигательных заводов всего 10, из которых, как минимум шесть нуждаются в реконструкции (три вообще иногда перестают работать). Новые появятся (пять штук) не раньше 2022 года (4 в Московской области и 1 под Казанью). Можно красочно рассказывать, как обстоят дела у нас и как в Европе, но достаточно сравнить, что в Германии (население около 83 миллионов) – 30 мусоросжигательных заводов, а у нас в России (146 миллионов) – десяток «калек» не набирается.
Правда, даже эту запланированную на начало года (2019) реформу (в каждом регионе свой оператор и население платит по 120-130 рублей с человека) , пришлось отложить, из-за неподготовленности некоторых регионов. Как всегда, пришлось президенту браться за решение вопроса. Для чего была создана госкорпорация – публично-правовая компания «Российский экологический оператор», который согласно указу президента создается в целях «формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, управления этой системой, предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека, вовлечения отходов во вторичный оборот». Одним словом – штаб фронта. В стране уже действуют двенадцать штабов, «национальные проекты (программы) по 12 направлениям стратегического развития: демография, здравоохранение, образование, жильё и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, производительность труда и поддержка занятости, наука, цифровая экономика, культура, малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, международная кооперация и экспорт». Вот теперь прибавился и тринадцатый.
Знать, не значит мочь. Эта банальная истина применима ко многим сферам не только экономики, но и жизни. Вот каждый школьник в стране знает, что если государство не в состоянии перерабатывать свои природные ресурсы в продукцию высоких переделов, а строит свою национальную экономику на торговле сырьем, то это ПЛОХО. даже, очень плохо. И хорошо бы, что-то сделать с этим, чтобы повысить технический уровень нации. А на деле имеем, несмотря на то, что вся страна от президента до дворника знает, что сырьевая экономика это ПЛОХО, никто ничего не делает, чтобы что-то изменилось. Так и остается этот школьник жить один на один со своим стрёмом. Ингода, размышляя, устав от своих компьютерных стрелялок и стратегий, какие будут перспективы его ждать в возрасте своих предков. На что будет жить государству, когда все хозяйство от здравоохранения до уборки мусора зависит, как кто и почем купит нефть, газ и руду. И хотя все знают, что надо жить по-другому, и многие даже знают, как надо жить, о чем много и вдохновенно говорят, но вот только на деле ничего не меняется. Толи никто на самом деле и не хочет ничего менять, живя по принципу: «Главное день прожить, да ночью отоспаться». Толи каких-то качеств характера не хватает, чтобы слова в дело реализовались. Не понятно, но это все досужее, а факт, что воз и ныне там.
Вот и с мусором повторяется та же самая история. Все один в один, как и со всеми другими национальными проектами. Решили там, на верху, что надо меньше в своем доме гадить и мусорить, ну или пока этого совсем невозможно хотя бы сделать, так чтобы убираться ни себя, ни природу вокруг не мучая. А что на деле получится, посмотрим. Хватит ли для страны, выдающей по 70 миллионов тон мусора ежегодно полтора десятка заводов или нет? Будет ли мусор перерабатываться во вторсырье или в энергию или нет? Будет ли внедрено раздельное собирание отходов или нет? На эти и другие вопросы ответы появятся не раньше чем лет через 10, а пока все, как всегда.
А Вы как думаете, победит Россия мусор?