Остап Бендер, симпатичный мошенник, вежливый авантюрист, очаровательный обманщик вряд ли оставит кого-то равнодушным. Он, вызывает восторг и хмурое осуждение, искреннее уважение и откровенную ненависть, стремление к подражанию и снисходительное пренебрежение. Он жизнерадостен, вежлив. Если нужно груб, дерзок, нахален. Встречающееся иногда в нашей повседневности хамство есть лишь жалкая пародия на обаятельное хамство Бендера. Он циничен: ведь это так нравится людям. Он не находится в унылом смирении. Он - в весёлом поиске! Он самый положительный герой этого произведения.
Почему? Какой образ несёт этот «положительный» герой? Какой пример? Обман? Потребительство? Стремление к лёгкой, беззаботной жизни?
А кто этого не желает? Конечно, не совсем беззаботной, но чтобы заботы эти создавались вопросами: какое из этих мест выбрать для постройки дома? Оба? Одно для дачи? Какого цвета будет стена в третьей спальне? Ну и в том духе. Разве нет?
Сдаюсь, сдаюсь перед тобой читатель, который искренне мечтает не о том. Не о том, о чём написано выше. И я верю, что такой есть. Хотелось бы верить что таких большинство, которые работают с радостью для себя и с пользой для других. Для кого первично дело, которое они делают, а не деньги. Ведь некоторые из нас любят укорить власть имущих и других известных персон в служении золотому тельцу, в любви к комфорту, о котором они так пекутся и иногда выставляют его напоказ: смотрите как я могу!
Конечно, когда масса времени уделяется своему уюту, на дело остаются минуты. Потому и дело делается абы как. Нельзя служить двум господам. Ибо... ну и так далее.
Впрочем, я отвлёкся, безо всякого спроса: а интересна ли кому моя отвлечённая думка? Однако, не начинать же всё сначала: на колу мочало, начинай сначала. Вернусь к своему Остапу. Почему к своему? Ведь его все знают! Может потому, что в чём-то он стал мой. Вот этим я и хочу поделиться, может быть примите?
Остап Бендер для получения своей выгоды, чтил уголовный кодекс, и потому не преступал закон, а лишь использовал для этого пороки других героев. Чем же он лучше других?
Другие не признавались ни себе, ни кому-то ещё, в своей испорченности. Ведь они всё делали ради каких-то идей! И это позволяло им нарушать общественные принципы. Они искали себе оправдание. Находили, но вновь были покорены своими слабостями. Они скрывали свои пороки за общими лозунгами. Одни считали что эта испорченность временная, и однажды настанет время когда они обязательно исправятся. Другие не думали даже так, размышляя о каких то благих целях, в стремлении к которым они позволяют себе некие вольности. Ибо эти цели должны нивелировать те издержки, которые возникли в их деяниях.
Остап знал, что это блеф. Что это обман. И не скрывал этого ни от себя, ни от других. И даже не думал себя оправдывать. Ибо не за что. Он принял эти желания и как основу к действию, и как цель и правду, к которым надо стремиться, и на этой базе сформулировал свой образ мышления: любая истина сомнительна, кроме той, которая есть сейчас. Он отверг в корне всякое раскаяние за удовольствия, которое лишь мешает жить. Он пресёк любой упрёк за стремления к этим удовольствиям.
Я позволял себе не раз высказываться в том смысле, что роман этот есть издевательство над людьми, которые читают его и смеются, не понимая что написано это про них. Роман этот - насмешка над обществом. Этакое изысканное глумление. Разве способен он таким образом на что-то повлиять, что-то изменить? Все любят Остапа! (Большинство точно). Все хотят быть как он! В чём мораль? Это конечно же не ново. А что же ново?
Я в очередной раз стал рассуждать об этом романе. Увиделись мне его герои во всей их «красе». А над ними Остап, улыбающийся лукаво, спрашивает меня: «А ты лучше что ль?». И я забоялся, что может быть даже хуже. Я задумался.