Найти тему

Расчет воздействия горячих струй двигателей на охлаждаемую преграду

Специалисты Центра инженерно-физических расчетов и анализа (АО "ЦИФРА") совместно с сотрудниками БГТУ «Военмех» им. Д. Ф. Устинова завершили работы по моделированию и расчету взаимодействия горячих струй двигателей летательных аппаратов на охлаждаемую преграду с помощью программного пакета ANSYS Fluent.

В настоящее время в мировой практике реализованы и в разной степени успешно применяются несколько способов взлета летательных аппаратов с авианесущего корабля: вертолетный взлет; взлет при помощи катапульты; взлет при помощи трамплина. Высокие параметры тяговооруженности отечественных корабельных истребителей позволяют использовать для их взлета с авианосца трамплин, который представляет собой плавную горку в носовой части корабля. Она обеспечивает самолету при сходе с палубы вертикальную составляющую скорости, что дает возможность сократить дистанцию разбега.

При взлете с носового трамплина летчик испытывает небольшие продольные перегрузки и полностью контролирует ситуацию. С другой стороны, старт с трамплина, происходящий при относительно невысоких скоростях поступательного движения, диктует строгие требования к тяговооруженности летательного аппарата, характеристикам его устойчивости и управляемости. Двигатели выводятся на взлетный режим еще до начала разбега. Чтобы предотвратить возможное повреждение оборудования авианосца и стоящих позади летательных аппаратов горячими газами работающих на максимальных режимах двигателей самолетов, в составе авиационно-технических средств корабля предусмотрены подъемные охлаждаемые преграды - газоотражательные щиты, которые устанавливаются на пути распространения горячих газовых струй. Высокие значения тепловых потоков, воспринимаемые преградой, могут привести к ее прогару, вследствие чего в конструкции газоотражательных щитов используют системы жидкостного охлаждения.

-2

При проектировании газоотражательных щитов актуальными для моделирования и расчета являются следующие задачи:

  • определение газодинамической и тепловой обстановки в зоне взаимодействия высокотемпературных струй двигателей с преградой для выявления области, безопасной для работы персонала и техники;
  • моделирование сопряженного теплообмена, представляющего интерес для разработки или оптимизации конструкции системы охлаждения газоотражательных щитов.

В работе решена задача газодинамики и сопряженного теплообмена при взаимодействии высокотемпературных струй с газоотражающей преградой. Решение получено средствами численного моделирования в пакете Ansys Fluent на основе осредненных по Рейнольдсу уравнений Навье–Стокса, для замыкания которых применяются различные дифференциальные модели турбулентности.

-3

На первом этапе исследований проведена верификация моделей турбулентности на основе решения тестовых задач и сопоставления результатов с экспериментом. Рассмотренные модели турбулентности показали существенное завышение (до 20%) температуры на оси струи по сравнению с экспериментом. Согласование данных расчета и эксперимента достигнуто за счет корректировки констант в модели турбулентности.

Трехмерные нестационарные расчеты проведены на блочно-структурированных сетках, число ячеек изменялось от 1 до 3 млн. в зависимости от параметров задачи. Для исследования теплового нагружения струй на элементы газоотражателей выполнено решение сопряженной газодинамической и тепловой задачи о конвективном и лучистом теплообмене горячих струй с поверхностью преграды.

-4

Промоделирована работа системы жидкостного охлаждения газоотражателей. Проведены параметрические исследования влияния угла наклона газоотражательной преграды на формирование границ зоны высоких значений скорости и температуры.

Инженерные новости из мира численного моделирования на нашем канале - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!