Вот говорят, что раньше, дети были умнее, образование - серьезнее, мысли – глубже. Такой расхожий штамп. А давайте сравним темы для сочинения дореволюционной гимназии и темы, которые предлагались для сочинения выпускникам 2018 года. И удивимся, потому что наши дети, оказывается, умеют размышлять на такие темы, о которых мы, взрослые, уже давно не задумываемся.
Темы для гимназистов начала 20 века трогают до глубины души. Все это кажется настолько трепетным и нереальным, что наворачиваются слезы.
Темы сочинений для младших классов:
Замирание нашего сада осенью
- Река в лунную ночь
- Лес в лучшую свою пору
- Встреча войска, возвратившегося из похода
- Дедушкин садик. (для детей 12-13 лет)
- О том, что видела птичка в дальних землях
- История постройки дома и разведения при нем сада…
- Великаны и пигмеи лесного царства
Для старших гимназистов:
Слово как источник счастья
- Почему жизнь сравнивают с путешествием?
- Родина и чужая сторона
- О скоротечности жизни
- Какие предметы составляют богатство России и почему?
- О высоком достоинстве человеческого слова и письма
- О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве
- О проявлении нравственного начала в истории.
- На чем основывается духовная связь между предками и потомством
Кажется, что нашим оболтусам ни на одну из этих тем никогда ничего не написать, они и не задумываются о том, как скоротечна жизнь, непрочно счастье и на чем основывается наша духовная связь между предками и потомством. Кстати, последняя, та еще тема: до сих пор самые светлые умы ломают над этим голову и ответа не нашли.
А теперь почитаем современные темы для сочинения -2018.
Темы по направлению «Отцы и дети»
101. Когда родители могут гордиться детьми?
- 102. Что такое родительская ответственность и в чём она проявляется?
- 103. Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?
- 104. Неизбежен ли конфликт между поколениями?
- 105. Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?
- 106. Как избежать конфликта между «отцами» и «детьми»?
- 107. Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь?
- 109. Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»?
- 110. Что важнее для детей: советы родителей или их пример?
- 111. Что такое мудрая родительская любовь?
- 113. Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
Темы по направлению «Мечта и реальность»
202. Какую мечту можно назвать благородной?
- 203. Всегда ли мечта возвышает человека?
- 204. Как характеризует человека его мечта?
- 205. Может ли мечта изменить реальность?
- 207. Без чего любые мечты бесплодны?
- 208. Всякая ли мечта достойна человека?
- 209. Стоит ли мечтать о несбыточном?
- 210. Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность?
- 211. Какого человека можно назвать праздным мечтателем?
- 212. Что мешает человеку реализовать свою мечту?
- 213. Что помогает мечтам сбываться?
Темы по направлению «Месть и великодушие»
301. Какие поступки свидетельствуют о великодушии человека?
- 302. Важно ли уметь прощать?
- 303. Как связаны великодушие и сострадание?
- 304. Какого человека называют великодушным?
- 305. Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека?
- 306. Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других?
- 308. Почему месть не помогает искоренить зло?
- 309. Месть – это уничтожение или умножение зла?
- 310. Почему желание мстить опустошает душу?
- 312. Опасна ли месть для самого мстителя?
- 313. Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»?
Темы по направлению «Искусство и ремесло»
403. Почему нужно учиться понимать искусство?
- 404. Какое произведение искусства можно назвать великим?
- 405. Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»?
- 406. Прав ли П.И. Чайковский, утверждавший, что «искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»?
- 407. Нужно ли классическое искусство современному человеку?
- 408. Нужно ли художнику обладать творческой смелостью?
- 409. Как искусство помогает понять действительность?
- 410. Что важнее в книге – как она написана или о чём?
- 411. Что такое вечная тема в искусстве?
- 412. Какова роль искусства в жизни общества?
- 413. Какое искусство называют настоящим?
Темы по направлению «Доброта и жестокость»
501. Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?
- 502. Согласны ли Вы с утверждением Дж. Лондона: «Как легко быть добрым!»?
- 503. В чём заключается сила доброты?
- 504. Как связаны между собой любовь и доброта?
- 505. В каких поступках человека проявляется доброта?
- 506. Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?
- 507. Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна?
- 508. Что значит быть добрым?
- 509. Почему жестокость разрушительна?
- 510. Есть ли разница между жестокостью и суровостью?
- 513. Какие времена можно назвать жестокими?
Не кажется ли вам, что темы оказываются не менее глубокими и философскими? И не каждый взрослый возьмётся порассуждать на них, причем, не забывая приводить примеры из классиков и современной литературы! А наши дети справляются. Может быть, уже хватит хвалить все, что было раньше и пора заметить, что и сегодня вокруг нас немало доброго, светлого и для нас порой невероятного. Например, как тема сочинения: «Что такое мудрая родительская любовь?».
Татьяна Гончарова
Спасибо, за лайк!