ОЛЬГА АСТАПОВИЧ
Юрий Шарец – врач-генетик. Научную карьеру оставил несколько лет назад, чтобы заняться фермерством. Правда, с одной оговоркой: он все так же верен клятве Гиппократа – растит голубику, чтобы люди меньше заглядывали в аптеку.
В его «голубичной» команде – супруга, которую всю жизнь интересовали растения, и младший сын, что с радостью вовлекается в садовые дела.
Супруги-садоводы Юрий Шарец и Нина Андреева получили специальный приз за вклад в спасение Балтийского моря. Фото Дениса Зеленко
Супруги очень довольны союзом. Он – идейный вдохновитель, способный обосновать появление на плантациях новых ягод и предугадывать «здоровые» тренды, она – специалистка по агрономии и пермакультуре, профессионально ухаживает за растениями. Оба приветствуют экодружественные подходы, в том числе и потому, что видят прямую связь между использованием химикатов и нашим здоровьем. Недавно их старания были отмечены и экологами: после подведения итогов конкурса «Экологически дружественный фермер Балтийского региона – 2018» их хозяйство «Доктор Шарец» оказалось в числе победителей.
Помогают черви и куры
Идея выращивать голубику у Юрия появилась довольно давно, еще в 1996-м, когда он впервые попробовал эту ягоду в небольшом сельском магазине в Польше. Тогда она показалась красивой и приятной на вкус. К тому же всплыли воспоминания, как в научных медицинских кругах говорили о ее суперпользе.
Садовод шутит: «Сила генов велика. Подрастает младший сын Давид, который интересуется пермакультурой». Фото Дениса Зеленко
– Тогда ни в Беларуси, ни в России, ни в Украине, никто ничего не знал о голубике. Потому некоторые воспринимали меня как чудака, но я решил – буду искать кусты и начну выращивать, – вспоминает собеседник. – Я умею предчувствовать, что на рынке будет востребованным через 20 лет.
Признается: начинали, как многие, с традиционных подходов. Использовали азот, фосфор, калий и других удобрения.
– Денег на удобрения не хватало, потому дозы были действительно экономные, – говорит он. – Но даже такой сдержанный подход привел к негативным последствиям: в местном пруду начали плавать лягушки вверх брюшками. Мы остановились. А ведь Нина с самого начала противилась, как чувствовала.
Теперь в приоритете только природные способы ухода за ягодами, а это требует внимания: нужно следить за «поведением» растений, постоянно интересоваться и узнавать новое, пробовать. Эта пара садоводов много путешествует – ездит по всему миру, заглядывая к фермерам, чтобы взять что-то из их опыта, посещает тематические конференции, тренинги и мастер-классы. Следят за новшествами и изобретениями науки в этой сфере.
– Для роста растений используем так называемый «сок земли», о котором два месяца назад упомянул в своей докторской один из белорусских ученых. Это вещество делают черви: продукты их жизнедеятельности вымываются в специальные емкости и хранятся в виде жидкости. Удивительно, что это вещество не плесневеет, не портится годами, главное – не замораживать его, – рассказывает садовод. – Недавно завели кур, которые естественным образом вносят микродозы удобрений. Ведь если внести под голубику много навоза, она погибнет. И это типичная ошибка многих садоводов.
Голубика, как и клюква (она тоже есть в хозяйстве), растет в природной среде на «самообеспечении», ее никто не удобряет. Если экосистема в балансе, дополнительное вмешательство не понадобится – это один из принципов пермакультуры, которым здесь руководствуются.
От заморозков – ветер и лед
В 2018-м году неожиданные июньские заморозки забрали в хозяйстве 95 процентов урожая. И это новый вызов: нужно справляться с сильными перепадами температуры экодружественным способом. Вариантов существует немало, но все нужно пробовать. К примеру, на одной делянке начали тестировать биологический антифриз.
Практики пермакультуры предлагают также на юго-или северо-востоке участка делать лужи, водоемы, болотца и в них направлять росу, дождевую воду и другие осадки, смастерив пути – например, из глины. Предполагается, что водоемы будут «перехватывать» холодный воздух, если начнутся заморозки.
Еще один способ защиты – дождевание. Так, при снижении температуры воздуха за один час на один гектар необходимо выливать 30–50 литров воды, и она, превращаясь в лед, обволакивает ягодные цветочки и завязи. Такая технология дает шанс сохранить будущий урожай.
– Есть вариант очень надежный, но довольно дорогой. Это установка ветрогенераторов. Специальные датчики вверху на штангах улавливают критичное снижение температуры, и начинают работать турбины, которые не дают теплому воздуху уходить от земли. Эта технология позволяет повысить температуру примерно на семь градусов – то, что нужно. Одно смущает: цена одного генератора – 60 тысяч евро, а на наши 23 гектара нужно пять или шесть устройств, – рассуждает Юрий. – Где нам взять столько денег?
Поэтому в хозяйстве пока экспериментируют с более дешевыми вариантами.
«Люди должны знать о здоровых продуктах, и в этом наша роль тоже». Фото Дениса Зеленко
– Коллеги мне говорят: «Юра, ты что? Зачем рассказываешь секреты и плодишь себе конкурентов». А какие тут могут быть секреты! Я хочу, чтобы голубики было больше. В конце концов, я давал клятву Гиппократа и хочу, чтобы людям была доступна полезная здоровая еда.
40 граммов в день – обязательно!
О пользе ягод Юрий знает со студенческой скамьи. Вспоминает, как уважаемый профессор целую лекцию из курса по урологии посвятил клюкве: – Хирург, который всю жизнь занимается операционными методами лечения, вдруг говорит: «Если мы будем есть клюкву, не нужны будут хирурги». Потом мой отец написал несколько интересных статей о пользе черники, клюквы, голубики. Теперь вот и я предлагаю есть голубику, чтобы не ходить в аптеку.
Голубики в природе мало, потому о ней не так уж много информации. Некоторые ее даже никогда не пробовали. Да и дурная слава у ягоды долго была: говорили на нее «дурница», «пьяница», якобы может отравить. Однако эту ягоду часто путают с багульником, что соседствует с голубикой, он как раз может одурманить.
– Голубика стимулирует память и внимание, помогает быстрее думать, лучше видеть в темноте. Да и вообще улучшает зрение, – собеседник убирает на стол очки. – Я с 16-ти лет носил очки, а теперь могу их снять и спокойно управлять автомобилем, читать, собирать ягоды. Очки мне больше не нужны, но ношу их как дизайн. Привычка осталась.
Врач добавляет: детям полезно есть голубику, чтобы расти быстрее и набирать массу, пожилым – для снижения увядания, поскольку голубика считается ягодой долголетия.
– В голубике много клетчатки, потому она отлично чистит кишечник, выводит аллергены и другие нежелательные для организма вещества, – уточняет Юрий. – Я считаю, что голубика – настоящая пилюля здоровья. Для положительного эффекта каждый человек должен в год съедать хотя бы 15 килограммов, то есть 30–40 граммов в день. Я съедаю намного больше: в сезон по 5–7 килограммов в день точно.
Доктор Шарец рекомендует замораживать ягоду, чтобы иметь доступ к ней круглый год – цена пользы значительно выше, чем траты на электроэнергию. Говорит, что в декабре–январе покупать голубику из Чили или другой далекой страны нерационально из-за стоимости и менее полезно из-за того пути, который проходит ягода.
– Кстати, как генетик я против генной инженерии, которая «подправляет» продукты. Конечно, технологии позволяют накормить больше людей, сделать еду более вкусной, долгохранящейся и так далее. Но совсем непонятно, какой процесс запускает ГМО в эволюционном смысле, и к чему это все приведет, – рассуждает собеседник.
«Морошка – наша мечта»
На голубике в хозяйстве останавливаться не собираются, сейчас Юрий и Нина смотрят в сторону редких культур.
– Наша мечта – морошка. Шведы уже выращивают, чем мы хуже? – разводят руками садоводы. – Для этого нужны сорта, потому важно развивать селекционные центры. У нас есть толковые ученые, которые тоже об этом думают, но нужна поддержка государства. Верим, что в ближайшие несколько лет увидим серьезные изменения. В последнее время государство идет навстречу, например, как в вопросах того же органического сельского хозяйства.
Нина Андреева (слева) – художница, она в сознательном возрасте переучивалась в агронома. Фото Дениса Зеленко
– А вы планируете свое хозяйство делать органическим?
– Да, планируем. Подготовиться немного нужно к этому. Мы никогда не ставили бизнес во главу угла, а сертификация – шаг к бизнесу. Мы знаем, что хороший врач в рекламе не нуждается. У нас покупали ягоды и отдавали на анализ, а потом возвращались и брали не десятками, а уже сотнями килограммов.
Сейчас голубика от хозяйства «Доктора Шарец» продается в Беларуси и России. Можно приехать на плантации и самостоятельно собрать себе ягод, а можно помочь хозяевам в обмен на ягоды.