Высокие оценки фильма «Зелёная книга» вызывают определённое недоумение. С чего бы это чисто антирасистский фильм так понравился массовому зрителю? Мы что очень переживаем за угнетённую англосаксами чернокожую расу? Да они живут лучше многих наших соплеменников! Или, во всяком случае, лучше коренных жителей Америки – индейцев, остатки которых согнали в резервации. Причём, режиссёр фильма – Питер Фаррелли клятвенно заверяет общественность, что не собирался снимать фильм о расизме. А о чём он тогда снял этот фильм? О гомосексуализме? Да, есть в этом фильме и такой эпизод. Но как сейчас без этого в Голливуде!!? Это – святое!
Но главные события происходят в южных штатах США, где сегрегация была основой жизни многих поколений белокожих. Да и этот факт, в общем-то, известен многим российским зрителям старшего поколения. Это молодёжь считает, что негры жили в США всегда. Образования им не хватает. Но даже эта «новость» не объясняет популярность фильма «Зеленая книга». С чисто познавательной точки зрения многим, конечно, оказалось интересно, что такая книга вообще существовала. И, слава богу, что она зелёная, а не Красная. Но оттеночек красного остаётся. Только, как ни странно, этот оттенок в последние годы начал смещаться в сторону белокожих американцев, которых в Штатах сейчас осталось 47%. Вымирают. Так что расовая ситуация 60-х годов ушла корнями в прошлое. И путешествие отважного чернокожего пианиста на юг Соединённых штатов - сейчас лишь напоминание о расовом неравенстве Америки. А чтобы ощутить расизм на своей шкуре, надо быть негром. Но нам-то что до этого? Мы негров не угнетали.
Ведь если бы не уличный сленг главного героя фильма – водителя Тони Валлелонга, которого замечательно сыграл Вигго Мортенсен , то, на что смотреть-то?
Как негр-пианист страдает от ку-клукс -клановских традиций жителей Луизианы? Для этого можно посмотреть фильм «12 лет рабства».
Или как пианист-джазист каждый вечер выпивает по бутылке виски? Нас этим особо не удивишь, правда, пьем мы водку.
Как он лабает в баре Шопена? Ну, не все зрители в зале вообще знают, кто это. Может, как и Бетховен, - собака?
Как он диктует письма жене водителя Тони? Но и это не оригинально. Тот, кто служил в армии, знает, что в роте всегда имелся такой поэт-писарчук, для написания посланий любимым (и не очень) девушкам на гражданку.
Ну, что там показано ещё такого, чтобы зацепило? Как негры рабы, стоя на плантации, смотрят на негра пианиста на голубом «Бьюике»? Да, это прикольно. Лично, на мой вкус, это самая интересная сцена в фильме.
Но вот эта демагогия, развернутая главными героями на дождливом шоссе, кто из них чернее, и кому из них труднее, не тянет на драму. Как, в общем-то, и весь фильм не тянет на номинанта премии «Оскар». Ну, только, ежели чернокожее «Warner Brothers» опять затянет свою волынку: «Ах, не дали неграм Оскара!» Может тогда что-то, кому-то обломится.
Так в чём же привлекательность этого фильма? Почему зрители выходят из зала со светлыми лицами? А в том, что в этом фильме ничего особенного не происходит! В том, что Голливуд задолбал уже население нашей планеты своими Бэтменами, Акваменами и прочая. Людям хочется посмотреть кино без стрельбы, взрывов, насилия и супергероев. Зритель хочет увидеть хоть что-нибудь похожее на жизнь. Без чернухи и дурацких елочных комедий. И тут режиссёр П. Фаррелли угадал. Угадал и с сюжетом, а главное, с типажом белокожего водителя, итальянского мужика - Тони Болтуна.