В далекие 30-е годы в Курган приезжали выдающиеся деятели российской культуры
Звезда Императорских театров и Большого театра, непревзойденная балерина Екатерина Гельцер в 1934 году выступала на «глухих» железнодорожных станциях Южно-Уральской железной дороги (ЮУЖД). Группу известных артистов во главе с народной артисткой Екатериной Гельцер командировал лично секретарь ЦК партии, курирующий железные дороги, будущий «стальной» нарком Лазарь Каганович. Как отмечали старые железнодорожники, Каганович питал особую любовь к Уралу. В ранге Народного комиссара путей сообщения Лазарь Каганович неоднократно приезжал в Челябинск и Курган, встречался с машинистами депо и — известный факт! — тепло относился к курганскому машинисту, первопроходцу проведения тяжеловесных поездов в стране Ивану Блинову — будущему Герою Социалистического труда.
Сегодня сложно говорить о том, как проходили встречи в Кургане. История не сохранила документальных повествований, которые бы рассказали о приезде столь авторитетной группы артистов из столицы. Но Елизавета Плотникова, правнучка старого машиниста Ивана Плотникова, подтвердила: в 1934 году в Курган приезжали известные артисты по случаю образования ЮУЖД. Об этом ей говорили старые паровозники. Значит, тот концерт 34-го года отложился в памяти многих…
В дневнике знаменитой балерины Екатерины Гельцер сохранились короткие заметки того времени. Вот одна из них: «Челябинск и Курган встречали на вокзале со цветами. Надя Казанцева (член бригады, известная концертная певица — В. А.) выступила в доме культуры. Очень хорошо…» И еще: «Железная дорога — это такое удовольствие. Из окна вагона я увидела такие чудесные места Урала — настоящая живопись!..»
Гельцер пригласили командиры дороги. Она говорила своим зрителям в железнодорожной форме о том, как начинала свою карьеру еще на сцене Императорского театра, под аплодисменты присутствующих рассказала о том, как страна Советов воспитывает в душах рабочих любовь и уважение к искусству, и пригласила железнодорожников обязательно побывать в Большом театре.
Кстати, в Кургане прима-балерина Большого театра была во второй раз. Первый ее приезд в октябре 1931 года был посвящен оборонному обществу Уралосовиахим — предвестнику ДОСААФ. Тогда все сборы от концертов знаменитая балерина передала в фонд этой организации.
Удивительное то время! Сегодня невероятно представить, что на далеких железнодорожных станциях могли побывать такие выдающиеся деятели культуры. Кажется, все цветы восторженных зрителей им могут быть вручены только в больших городах. Но столичные артисты в званиях «заслуженных» и «народных» приезжали на далекие полустанки и давали концерты перед совершенно небольшими коллективами — железнодорожниками и членами их семей.
Екатерина Гельцер прожила большую жизнь. Ее любили в нашей стране. Челябинский писатель, крупнейший в стране есениновед Алексей Казаков рассказывал о встречах с писателем Ильей Шнейдером, хорошо знавшим балетную жизнь. Он дружил с Екатериной Гельцер. На стенах квартиры известного холостяка были всюду развешены дарственные фотоснимки балерины.
Кстати, в марте 1977 года один из близких друзей Сергея Есенина Илья Шнейдер бывал в Кургане. Тогда старый писатель заметил: «А ведь Екатерина Васильевна бывала в вашем городе. Невероятно!» Он вспомнил, как частенько останавливался в ее огромной квартире в доме, расположенном в Брюсовском переулке. Илья Шнейдер по заданию Луначарского временно размещал в квартире Гельцер известную американскую танцовщицу Айседору Дункан. На то знаменитая балерина дала согласие. Ей было интересно познакомиться с «босоножкой» из Штатов.
Сохранилось высказывание Гельцер, которое стало известным каждому артисту: «Без труда нет искусства. Труд рождает виртуозность». Возможно, об этом она говорила на встречах в Кургане и в Челябинске. Зрители отвечали ей бурными аплодисментами.
Ее долгая жизнь в искусстве поражала всех, кто видел ее на сцене Большого театра виртуозными техническими трудностями и удивительной непринужденностью исполнения. Она прожила 86 лет…