Дорогому читателю физкульт-привет! Сегодня побеседуем об одном бренде, имеющем 135 летнюю богатую историю, рожденном в стране озер. Не сильно углубляясь, узнаем основателя, зарождение, взлеты и падения бренда и интересные факты.
Карл Эльзенер: Рождение. Поддержка матери.
Будущий основатель знаменитого бренда, изобретатель и предприниматель родился 9 октября 1860 г. в маленькой деревушке Ибах, в центральной части Швейцарии. Именно здесь, среди альпийских лугов и пасущихся пасторальных коров у него появилась страсть к железкам, именно здесь появилась мечта - делать карманные ножи.
Каким по счёту он родился доподлинно неизвестно, но точно известно, что у его родителей было 12 детей. Мать его, Виктория Эльзенер, женщина весьма деловитой и энергичной натуры, успешно совмещала уход за домом, воспитание оравы детей и ведение семейного бизнеса - родители держали шляпный магазин.
Carl знал, что магазин рано или поздно перейдёт по наследству старшему брату Доминику и поэтому решил попытать счастья в ином призвании. Мать была мудрой женщиной и поддержка решения сына была для нее естественной.
Обучение ремеслу.
Первые знания и навыки мастера-ножовщика он получил, закончив обучение в городе Цуг, что в 28 км от его дома. Однако, желание поднять свой уровень заставило молодого человека ехать во Францию и Германию перенимать опыт у лучших ножовщиков. Именно эти страны в те времена славились самыми качественными в мире ножами.
Обучение проходило несколько лет. Затем, в возрасте 24 лет он возвращается домой и неприятно для себя обнаруживает, что все карманные ножи швейцарских солдат изготовлены в Германии. В нем взыграли патриотические чувства и молодой человек в 1884 г. открывает собственную мастерскую по изготовлению и ремонту ножей, которая так и называлась “мастерская Карла Эльзенера”. С этого момента он занимается любимым делом, делом всей его жизни.
Через терни к успеху.
Через 7 лет упорного труда в 1890 г. Carl и 25 его коллег учреждают Schweizerischer Messerschmiedverband, ассоциацию швейцарских производителей ножей. Начиная с 1891 г. по заказу военного Министерства Швейцарии MESSERFABRIK ELSENER официально стала производить многофункциональные ножи.
Ножовщики прикладывали все старания, чтобы сделать нож качественным как у немецких мастеров. К сожалению их идеи не имели успеха: в 1892 г. коллеги Эльзенера покинули предприятие, так как стало очевидно, что конкуренты знаменитого немецкого города Золинген, называемого «Город Клинков», могут поставлять продукцию по более низкой цене.
Лишь мастер-ножовщик Carl Elsener остался верен своей мечте и, неся серьезные финансовые потери, продолжал конкурировать с мастерами из Золинген. От банкротства своего сына спасла мать и семья, продавая малые партии в семейном магазине.
Швейцарский армейский нож.
Начавшемуся в конце XIX века триумфальному пути Elsener, конечно, был обязан армии, которая в ту пору считалась одной из лучших и сильных армий в Европе.
Военное ведомство денег для армии не жалело: каждому солдату, кроме прочего снаряжения, выдавался обыкновенный нож, который складывался. Войска Швейцарии получают обновленную винтовку. Армия до этого использовала немецкие карманные ножи и хотела снабдить своих призывников ножом, который они могли использовать не только для резки сыра, но и для ремонта своих новых винтовок и открытия консервированных банок. Разумеется, штатный складывающийся нож с этой задачей справится не мог и потому был заменен на многофункциональный.
Когда нашему герою был 31 год, он поразился гениальности и простоте пришедшей ему в голову идее: почему бы в один нож не добавить и другие инструменты?! Это будет намного удобно. Carl Elsener: “Я воспользовался случаем и сконструировал простой нож с черными деревянными ручками, большим лезвием, отверткой для ремонта оружия и консервным ножом”. Мать, безусловно, гордилась своим сыном.
Высокие военные чины одобрили предложенный нож и мастер-ножовщик начинает поставлять крупные партии заказчику. Казалось, дело пошло по нарастающей. Как уже было сказано выше, ножи мастер делал наивысшего качества, но себестоимость - выше немецких аналогов. Дело всей жизни перестало приносить прибыль и запахло банкротством.
Тем не менее армии понравился его нож, но некоторые находили его немного громоздким. Однако изобретатель не опускает руки, фонтанирует идеями и поэтому он разработал более элегантную, только для офицеров, версию. Модернизированный нож имел уже два клинка, с обоих концов, а также был добавлен штопор. В итоге изделие получилось меньшего размера, что снизило его вес и добавило удобство.
За 3 года до начала нового века Elsener получает патент на изобретение и регистрирует под названием «офицерский спортивный нож». Теперь он известен под именем “швейцарский армейский нож”.
У военного начальства была свежа память о прошлой неудаче мастера. Первое время они сомневались и заключали договора лишь на небольшие пробные партии. Впрочем самим офицерам и солдатам новый нож понравился и имел большую популярность. В результате количество заказов увеличилось.
Это был первый большой успех Элзенера, первое получившее патент изделие, давшее начало славе, признанию и успеху будущего бренда.
Ножовый бизнес бренда стал расти. Нашим героем изобретались новые модели с разнообразным набором инструментария и своим названием: «Туристический», «Фермерский», «Студенческий».
Логотип бренда.
Ценители и фанаты бренда Victorinox, конечно, знают, что в основе названия лежат два корня. Для непосвященных пару слов об этом.
1909 г. Фабрике исполняется четверть века. В этот же год в возрасте 73 лет умирает мать нашего героя. В память о своей матери, которой был очень многим обязан, мастер-ножовщик, даёт своему детищу фирменное наименование VICTORIA.
Через 2 года британский изобретатель Гарри Бреарли придумывает нержавеющую сталь. Еще через пару лет мастер начинает использовать в производстве новую сталь - очередной важный выбор Эльзенера. В том же году владелец приписывает к названию фабрики окончание «inox», означающее “нержавеющая сталь”. С того года вся продукция маркировалась словосочетанием Victorinox и началась HISTORY БРЕНДА.
Иной, особенный логотип.
Отныне карманные ножи в мусульманских странах продавались с такой символикой: вместо креста на красном фоне был земной шар и буква “V”.
Кончина основателя. Успешное наследие.
Carl Elsener жил всего 58 лет и скончался 26 декабря в год окончания первой мировой войны. Он руководил своим любимым делом 34 года и наследникам оставил успешный, основанный на твердых ценностях бренд Victorinox, который несколько поколений потомков достойно продолжали и продолжают развивать.
Наследники ни на йоту не отступали от правила: «Хорошие вещи можно сделать еще лучшими», обеспечивая наивысший приоритет качеству, функциональности, инновациям и культовому дизайну.
Успешные вехи HISTORY БРЕНДА.
Вторая мировая война дала возможность швейцарскому производителю расширить свои торговые границы. Именно солдаты США, дислоцированные в Европе после окончания войны, разнесли весть о Victorinox по всему миру. Они купили карманные ножи в огромных количествах в качестве подарков для друзей и родственников. В англоязычных странах у этих ножей моментально появилось название «Швейцарский армейский нож». Вскоре начали поступать заказы.
Сегодня бренд Victorinox - это символ качества, это глобальная компания с пятью категориями товаров: швейцарские армейские ножи, бытовые и профессиональные ножи, часы, туристическое снаряжение и парфюмерия.
Неблагоприятные последствия террористического акта.
Трагедия 11 сентября в Америке больно ударила и по компании. Был введен всемирный запрет на карманные ножи в ручной клади. Магазины беспошлинной торговли перестали ими торговать, что привело к снижению товарооборота на треть. Но, как говорится, нет худа без добра. Снижение прибыли помогло перенаправить товарный поток на страны востока, страны тихоокеанского региона. Это позволило в кратчайшие сроки возместить убытки и увеличить прибыль.
Интересные факты.
- Victorinox - семейная компания династии Elsener. Начиная от отца-основателя, у всех стоящих и ныне стоящего руководства имя Карл.
- Карманные ножи бренда входят в список снаряжения астронавтов NASA.
- Производится более миллиона ножей в год, около 350 разных моделей.
- Прибыль в 2005 г. $337,1 млн.
- К 2017 году произведено 500 млн Оригинальных швейцарских армейских ножей.
- Состав стали и по сей день держится в секрете.
- Военное ведомство Швейцарии как и прежде закупает карманные ножи для армии у этой компании.
На этом рассказ закончен.
В следующей статье разговор о бренде, рожденном в стране звёздно-полосатого флага.
С вами была HISTORY БРЕНДА. ЗАХОДИТЕ ЕЩЁ.
Дорогие читатели, если считаете эту статью годной, то:
- Жмите “палец вверх”👍.
- Подписывайтесь на канал и комментируйте.
- Делитесь ссылкой на статью в социальных сетях.
СПОНСИРОВАТЬ канал HISTORY БРЕНДА, если хотите. Заранее признательны.
Рекомендуем к прочтению:
Коко Шанель: революция в мире prêt-à-porter. От монастыря до мирового бренда. История создания.
Huawei: Шпиономания. От стартовых 3000 $ до мирового бренда. История создания.
Adidas: Украденные полоски. Рождённый в прачечной, ставший знаменитым брендом. История создания.