Найти в Дзене
Freerider

Переходим со свинца на литий

Много-много лет у нас не было альтернативы классическим свинцово-кислотным аккумуляторам. Технология отработанная, устоявшаяся. И очень традиционная. Свинец, диоксид свинца, конверты-сепараторы, серная кислота, плотность 1,26 г/см3....

Лет двадцать назад, единственным ощутимым прогрессом стало то, что эти аккумуляторы стали необслуживаемыми, то есть в них стало не сунуть свой пытливый ареометр.

Более свежие технологии AGM и Гель, тоже мало что дали практически, кроме пищи для споров на форумах.

Однако в последнее время развилась тема литий-йонных аккумуляторов, и мне стало интересно, что она может дать мне. Тем паче пришла пора менять аккумулятор в моем BMW K1300R.

Будем плясать от печки или от штатного аккумулятора Varta POWERSPORTS AGM 512 014 010 ценой около 3,5 тысяч

Размеры 88х152х147, 12 АЧ, ток отдачи 200А,  вес 4,5 кг
Размеры 88х152х147, 12 АЧ, ток отдачи 200А, вес 4,5 кг

Краткое изуение рынка Литиевых аккумуляторов привело меня к двум выводам.

1. Если искать по каталогу, то вам вероятнее всего предложат аккумулятор в габаритах вашего стандартного свинцово-кислотного. При этом не будет возможность сэкономить место, например для набора для ремонта шин.

2. Внутри будет сборка Литий-железо-фосфатных аккумуляторов. Которые являются подвидом Литий-йонных аккумуляторов.

LiFePO4 аккумуляторы происходят от литий-ионных, однако имеют ряд существенных отличий:

LiFePO4 обеспечивает более длительный срок службы, чем другие литий-ионные подходы;
В отличие от других литий-ионных, LiFePO4 аккумуляторы, как и никелевые, имеют очень стабильное напряжение разряда. Напряжение на выходе остается близко к 3,2 В во время разряда, пока заряд аккумулятора не будет исчерпан полностью. И это может значительно упростить или даже устранить необходимость регулирования напряжения в цепях.
В связи с постоянным напряжением 3.2 В на выходе, четыре аккумулятора могут быть соединены последовательно для получения номинального напряжения на выходе в 12.8 В, что приближается к номинальному напряжению свинцово-кислотных аккумуляторов с шестью ячейками. Это, наряду с хорошими характеристиками безопасности LFP-аккумуляторов, делает их хорошей потенциальной заменой для свинцово-кислотных аккумуляторных батарей во многих отраслях, таких как автомобилестроение и солнечная энергетика.
Использование фосфатов позволяет избежать затрат кобальта и экологических проблем, в частности, при попадании кобальта в окружающую среду при неправильной утилизации.
LiFePO4 имеет более высокий пиковый ток (а, учитывая стабильность напряжения — пиковую мощность), чем у LiCoO2.
Удельная плотность энергии (энергия / объём) нового аккумулятора LFP примерно на 14% ниже, чем у новых литий-ионных аккумуляторов.
LiFePO4 аккумуляторы имеют более низкую скорость разряда, чем свинцово-кислотные или литий-ионные. Так как скорость разряда определяется в процентах от ёмкости аккумулятора, то более высокая скорость разряда может быть достигнута в более ёмких аккумуляторах (больше ампер-часов). Однако могут быть использованы LiFePO4элементы с высоким током разряда (имеющие более высокую скорость разряда, чем свинцово-кислотные батареи, или LiCoO2 той же мощности).
Из-за более медленного снижения плотности энергии, спустя некоторое время эксплуатации, LiFePO4 элементы уже имеют большую плотность энергии, чем LiCoO2 и литий-ионные.
LiFePO4 элементы медленнее теряют ёмкость, чем литий-ионные (LiCoO2 [литий-кобальт оксидные], LiMn2O4 [литий-марганцевая шпинель])
Одним из важных преимуществ по сравнению с другими видами литий-ионных аккумуляторов, является термическая и химическая стабильность, что существенно повышает безопасность батареи.
Морозостойкость. Заявлен температурный диапазон -30°C ... 55°C для работы и -40°C ... 60°C для хранения.

3. Кроме батареи внутри точно будет BMS - система которая управляет зарядом и разрядом батареи, занимается ее балансировкой и обеспечивает долголетие.

4. Хотите получить экономию места - ищите альтернативные варианты.

Первая по алфавиту попавшаяся мне альтернатива это LiFePo4 аккумулятор от под брендом Antigravity.

В "штатном" размере для моего мотоцикла предлагают батарейку Antigravity ATX-12-HD.

Первое что бросается в глаза это 4 клеммы, что позволяет использовать аккумулятор на мотоциклах с разным расположением проводов.

Батарея имеет встроенную защитную электронику (BMS), которая бережет аккумуляторную батарею от губительного переразряда, а так же берет на себя все вопросы по управлению зарядкой и балансировкой банок.

Интересно, что даже если вы посадите батарею до уровня, когда электроника отрубит основной источник тока, то вам не придется заводить мотоцикл с толкача. На крышке батареи есть кнопочка Restart - нажав которую вы активируете запас достаточный для одного запуска.

Размеры батареи 150x86x132, а вес 1,36 кг.

Характеристики более чем ток разряда 480А, емкость 16 Ач. То есть мне она даже великовата.

-2

У того же производителя есть батареи уже в нестандартном размере, которые крепятся к мотоциклу с помощью велкро (липучки). Например мне прекрасно подойдет AG-1201 размером всего 114х79х101 и весом в килограмм. Что в моем случае позволит дополнительно разместить в батарейном отсеке еще и набор для ремонта шин.

-3

Цена в 219 баксов конечно расстраивает, но производитель мамой клянется, что срок службы более чем вдвое выше, чем у свинца.

На букву Б у нас будет Бош. Bosch тоже не хочет отставать от поезда прогресса поэтому предлагает линейку батареек Lithium-ion PowerSport.

Внутри у Боша те же Литий-Железо-Фосфатные банки с управляющей BMS для управления зарядкой-разрядкой плюс на верхней крышке есть индикатор показывающий уровень здоровья батарейки.

Для моего мотоцикла предлагается взять модель Bosch BLP14 которая выдает 240А стартового тока весит 800 грамм и обладает почти стандартным размером 150х87х143 (чувствую там много пустого места внутри).

И снова обeщают в три раза большую продолжительность жизни чем "обычная" батарея.

Полистал интеренет и понял что дальше неинтересно. Меняются названия, а суть не меняется.

Ну и что бы точно добить тему посмотрел, что предлагает ближайший ко мне магазин Motonet (я часто бываю там). И там лежат и ждут меня аккумуляторные батареи Exide ELTX14H за 149 Евро.

-4

И снова 240A, стандартный размер и вес 900 грамм.

В общем как оказалось, замена свинцово-кислотному аккумулятору есть. Она немного дороже, но если у вас нет привычки менять мотоцикл раз в сезон, то разница в цене должна окупиться большим долголетием.

Опять же экономия в весе трех килограмм это не фунт изюму, особенно для легких мотоциклов.

Но и конечно не следует ждать от нового Литиевого аккумулятора чудес. У вас же пока не электромотоцикл.