Найти тему
Основной аэродром

Как самолёты космические челноки возили

Оглавление

Одним из самых ярких символов «гонки» между США и СССР стали космические челноки. Многоразовые космические корабли перевернули новую страницу в освоении внеземного пространства. В США проект носил название Space Shuttle (дословный перевод — «космический челнок»), в Советском союзе в рамках программы «Энергия — Буран» был разработан свой орбитальный корабль-ракетоплан.

Космический шаттл Columbia / Орбитальный корабль-ракетоплан «Буран». Фото: NASA / buran-energia.com
Космический шаттл Columbia / Орбитальный корабль-ракетоплан «Буран». Фото: NASA / buran-energia.com

Я не буду останавливаться на деталях и результатах этих двух программ. Сегодня хочу поговорить о другом. Космические челноки не были рассчитаны для полётов от места сборки или посадки к стартовым площадкам на космодромах. Значит их необходимо было доставить туда каким-либо образом. Как эту проблему решили в каждой из стран? Об этом мы сегодня с вами и узнаем.

США

Разработка самолёта-носителя для шаттла велась в рамках отдельного проекта, дословно названного Shuttle Carrier Aircraft (SCA). В целях экономии NASA рассматривало прежде всего доработку уже существующих самолётов. Первым кандидатом на роль SCA был тяжёлый военно-транспортный самолёт Lockheed C-5 Galaxy. Но от «Гэлекси» отказались из-за его аэродинамической схемы высокоплана. Не очень понятная для меня причина, но оставим это на совести инженеров NASA из 1970-х годов.

Для переделки выбрали … серийный пассажирский реактивный двухпалубный авилайнер Boeing 747-100. Самолёт с бортовым номером N9668 был выкуплен NASA у авиакомпании American Airlines и переоборудован на заводах Boeing в 1976 году. После переделки получил новый номер — N905NA — и первое время даже сохранял старую ливрею.

Boeing 747-100 SCA транспортирует шаттл Challenger. Кроме логотипа NASA лайнер несёт ещё и ливрею American Airlines. Фото: Public Domain
Boeing 747-100 SCA транспортирует шаттл Challenger. Кроме логотипа NASA лайнер несёт ещё и ливрею American Airlines. Фото: Public Domain

Шаттл размещался «сверху» лайнера на специальных креплениях. Кроме установленных стоек, 747-й подвергся и другим изменениям — демонтирован пассажирский салон (за исключением первого класса), укреплён фюзеляж и добавлены вертикальные стабилизаторы. В дополнение к непосредственно транспортировкам было осуществлено несколько исследовательских запусков шаттлов для полётов в атмосфере.

Когда NASA понадобился второй носитель, то изобретать велосипед они не стали. В 1990 году у Japan Airlines был приобретён Boeing 747SR-46. Борт получил номер N911NA и летал до 2012 года. Сегодня его можно увидеть в музее Джо Дэйвис Херитедж Эйрпарк. Первый же самолёт-носитель с 2016 года стоит на площадке перед Космическим центром NASA в Хьюстоне с макетом шаттла Independence.

Boeing 747-100 N905NA (на переднем плане) и Boeing 747SR-46 N911NA в полёте. Фото: Public Domain
Boeing 747-100 N905NA (на переднем плане) и Boeing 747SR-46 N911NA в полёте. Фото: Public Domain

СССР

С началом проекта «Энергия — Буран» встал вопрос о доставке компонентов ракеты-носителя и орбитального корабля на космодром Байконур. Наиболее удобным вариантом была перевозка по воздуху. Но, как и у США, в Советском союзе не было транспортного самолёта требуемой грузоподъёмности.

Сначала руководители проекта «Энергия» обратились в ОКБ Антонова с предложением доработать тяжёлый турбовинтовой транспортный самолёт Ан-22 «Антей». Оценив требования, инженеры ОКБ сделали вывод о нецелесообразности такой переделки. В это время как раз шла разработка нового транспортника — Ан-124. Именно на базе «Руслана» и планировалось сделать специальный самолёт-носитель. Но до этого момента нужно было какое-то решение на замену.

Таким решением стал … стратегический бомбардировщик 3М. ОКБ Мясищева предложило модифицировать самолёт для перевозки крупногабаритных грузов на внешних креплениях. Получившаяся модификация получила обозначение ВМ-Т «Атлант» (или 3М-Т, «3М, транспортный»). В 1980-х годах на «Атлантах» было выполнено 150 рейсов на Байконур.

Перевозка фюзеляжа «Бурана» на ВМ-Т «Атлант». Фото: книга «Многоразовая космическая система «Энергия-Буран», 2004 год / newsparky.livejournal.com
Перевозка фюзеляжа «Бурана» на ВМ-Т «Атлант». Фото: книга «Многоразовая космическая система «Энергия-Буран», 2004 год / newsparky.livejournal.com

Всего в транспортную версию переделали 3 машины. Один из самолётов законсервирован на аэродроме 360-го авиационного ремонтного завода в посёлке Дягилево в Рязани. Второй — на территории Экспериментального машиностроительного завода имени В.М.Мясищева в подмосковном Жуковском.

Но классическим узнаваемым образом стал «Буран» верхом на самом большом транспортном самолёте в мире — Ан-225 «Мрія». Хотя он изначально проектировалась для выполнения перевозок по проекту «Энергия — Буран», но к его первому полёту все компоненты уже перевезли на ВМ-Т «Атлант». В итоге, орбитальный ракетоплан полетал верхом на Ан-225 лишь в показательных полётах на авиасалоне в Ле-Бурже в 1989 году и на Байконуре в 1991 году. Сегодня «Мрія» летает под флагом Antonov Airlines, перевозя грузы по всему миру.

Ан-225 «Мрія» и корабль-ракетоплан «Буран» совершают посадку на авиасалоне в Ле-Бурже, 1989 год. Фото: smartage.pl
Ан-225 «Мрія» и корабль-ракетоплан «Буран» совершают посадку на авиасалоне в Ле-Бурже, 1989 год. Фото: smartage.pl

Я сознательно написал лишь о реально летавших самолётах-носителях и космических челноках. Поэтому за бортом рассказа остались нереализованные полностью проекты «Спираль», МАКС и прочие. О них мы поговорим как-нибудь в другой раз.

Эта статья является своеобразным дополнением-продолжением к статье Как самолёты верхом на самолётах летали.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!
__________________
Ставь лайк и подписывайся на канал, чтобы не пропустить интересные статьи об истории авиации в своей ленте Дзен!
Есть предложения, вопросы или замечания? Пиши в комментариях или на редакционную почту — main.aerodrome@gmail.com

Наука
7 млн интересуются