Лидерство в современном мире.
Я участвовал в очень крупном исследовании, организованном компанией «Акcенчер»: было опрошено 150 специально отобранных по всему миру руководителей с высоким потенциалом. Это были молодые люди, т.е. руководители не сегодняшнего, а завтрашнего дня. Я задал три вопроса: Опишите наиболее важные качества успешного руководителя международной компании, какими они были в прошлом, какими являются в настоящем и какими станут в будущем. И мы анализировали, в чем заключается разница? Какие уникальные качества будут более важны для руководителей в будущем, по сравнению с прошлым?
Прежде всего, было выявлено много общего. Около десяти характеристик совпадали для успешных руководителей в прошлом, настоящем и будущем. Такие качества как «видение», «честность» - это всегда важно, было важно тысячу лет назад и будет важно еще на тысячу лет вперед. Однако мы выявили пять качеств, которые наиболее важны, чтобы стать успешным руководителем в будущем мире, в отличие от прошлого.
Первое качество называется «глобальное мышление». В прошлом руководители были национально-ориентированы, они имели дело с жителями своей страны, а еще чаще – своего региона, им не приходилось особенно задумываться о том, что происходит в других странах. Сегодня для руководителя все более и более важным становится наличие глобального видения. Даже если ваша компания работает на местном рынке, у вас могут быть зарубежные поставщики, заказчики, поэтому международное сотрудничество становится более важным для руководителя и глобальное видение станет более значимым качеством руководителя в будущем.
Вторая характеристика взаимосвязана с первой – это межкультурная восприимчивость. В прошлом концепция многообразия, например, в тех же США, была ориентирована на то, что значит многообразие здесь, как решаются проблемы прав женщин, национальных меньшинств, это было внутренним вопросом страны. Сегодня восприимчивость к межкультурным различиям все больше означает, что руководитель должен учитывать межкультурные различия не только в своей стране, но и во всем мире, что касается разных религий, культур множества других отличительных характеристик личности.
Третий пункт называется «Ориентированность на технологии». Это не означает, что руководитель в будущем должен быть техническим специалистом, он должен понимать важность технологий и то, как передовые технологии могут повлиять на нашу жизнь. Руководителям надо будет понимать какие технологии могут повлиять на формирование стоимости, какие технологии влияют на логистику, какие на маркетинг. И все больше и больше от руководителей будет требоваться держать руку на пульсе новых технологий. И не так много руководителей проявляют сегодня этот навык.
Один из моих хороших друзей доктор Пол Ардженти – профессор корпоративных коммуникаций в Дартмутской бизнес-школе провел исследование и был удивлен, как много руководителей крупных компаний не имеют представления о том, что такое социальные медиа, не понимают, как работает Фейсбук. Его очень поразили результаты. Поэтому ориентированность на технологии будет очень важна для руководителей в будущем.
Четвертое отличие – «объединение усилий и партнерство». В прошлом руководители работали в основном внутри своей сферы бизнеса. Современные руководители все больше стремятся объединять усилия и создавать партнерство как внутри, так и за пределами своей компании. Приведу пример. АйБиЭм. В прошлом АйБиЭм практически ни с кем не объединялась и не создавала партнерств. Сегодня АйБиЭм – это практически ничто иное, как собственно, объединение и партнерство. И они гордятся тем, что раньше все делалось самостоятельно, а теперь при участии других.
Объединение усилий и партнерство означает множество разных вещей. Так внутри компании подчиненные становятся скорее партнерами своих начальников. Второе – это объединение усилий, партнерство с коллегами по работе, менеджерами компании. За пределами компании – это объединение усилий и партнерство с клиентами, поставщиками и даже с конкурентами. Что это означает? Хотя вы и конкурируете в одной сфере, в другой вы можете сотрудничать. К примеру, фармацевтика. Пфайзер может конкурировать с Мерк по одному продукту и работать вместе – по другому. Одна и та же отрасль. В одних случаях конкуренты, в других – партнеры. Способность создавать партнерство будет иметь все большее значение.
И заключительное пятое отличие называется «совместное руководство». Питер Друкер говорит, что в прошлом руководители должны были объяснять, теперь им приходится спрашивать. Сегодня все большую роль приобретают работники умственного труда. Главная особенность таких работников – в своей деятельности они разбираются лучше, чем любой их руководитель, и управляя такими людьми, нельзя указывать, что и как делать, необходимо спрашивать, выслушивать, учиться. И эта роль руководителя подразумевает совместное управление процессами, а не старую вертикальную иерархию ты подчиненный – я начальник.
Как всегда появлялись руководители? Я получил работу, я несведущ, у меня начальники, они знают больше, я хорошо работаю, я многому научился, я стал начальником, я учу других, я научился следующей работе, я снова стал начальником, учу еще больше людей. Это время ушло. Большинство людей, с которыми я работаю, управляют сотрудниками, которые всегда знают больше, чем они.
Итак мы выделили пять качеств, которые будут особенно важны для руководителей в будущем: Первое: Глобальное мышление. Второе: Межкультурная восприимчивость. Третье: Ориентированность на технологии. Четвертое: Объединение усилий и партнерство и пятое – совместное руководство.
Вопросы для размышления
1. Находятся ли у вас в подчинении работники умственного труда? Как понимание того, что в своей деятельности работники умственного труда разбираются лучше, чем их начальники, может изменить ваш стиль управления?
2. Пытались ли вы задуматься о преимуществах сотрудничества с конкурентами? В чем они могут заключаться?