Найти тему
История кораблей

История броненосца «Андрей Первозванный»

«Андрей Первозванный», общий вид, вид сверху. Ист.: журнал МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ
«Андрей Первозванный», общий вид, вид сверху. Ист.: журнал МОРСКАЯ КОЛЛЕКЦИЯ

«Андрей Первозванный» - головной в последней серии балтийских броненосцев.

Всего 18 лет: заложен 28.04.05 г., спущен 07.10.06 г., введен 31.05.12 г., списан 15.12.23 г.

Часть вооружений позднее использовалась войсками береговой обороны. Уже в начале века проектировщики понимали необходимость в усилении среднего калибра, и новые корабли решили оснастить 203-мм орудиями. Модернизация артиллерии повлекла закономерный рост водоизмещения и размеров.

Морское министерство хотело начать строительство весной 1903 г. Но МТК на окончательную доводку нового проекта требовалось не меньше года работы, да и Балтийский завод был серьезно загружен. В окончательной версии отказались от башен в средней части корпуса. Вместо двенадцати 203-мм орудий в шести башнях сделали восемь пушек в четырех сдвоенных установках и шесть в казематах.

«Андрей Первозванный», 1912 г. Ист.: navsource.narod.ru
«Андрей Первозванный», 1912 г. Ист.: navsource.narod.ru

Положительно оценив опыт создания броненосцев серии «Бородино», Морское министерство собиралось планомерно загружать балтийские верфи заказами и в будущем. Чиновники Министерства хотели получить из Казны 50 млн. рублей на развитие флота. Астрономическая сумма, но к ее расчету подошли по принципу, что нужно просить больше, чтобы получить хоть что-то.

В результате Правительство выделило средства двумя траншами, по 12 млн. рублей каждый, в 1903 и 1904 гг.

В марте 1904 г. завод приступил к строительству первенца новой кораблестроительной программы.

Договор на машины подписали с Франко-Русским заводом, всю 305-мм и 203-мм артиллерию должен был поставить Металлический завод.

«Андрей Первозванный», предп. 1912-1914 гг. Ист.: tsushima.su
«Андрей Первозванный», предп. 1912-1914 гг. Ист.: tsushima.su

Русско-японская война дала много пиши для размышлений. Практически сразу МТК начал вносить свои корректировки в бронирование, артиллерию, минное вооружение. Работы по изменению схемы бронирования затянулись из-за этого до начала 1908 г. Модернизации подверглись все без исключения башенные установки и их оборудование. На корабле смонтировали две мачты ажурной конструкции с небольшими наблюдательными постами и без традиционных боевых марсов.

В середине лета 1910 г. его увели в Кронштадт на дооснащение.

Сентябрьские испытания показали высокие ходовые качества паровых машин, которые удалось разогнать до 18,5 уз. Подходило к концу время броненосцев, на пороге маячила эра дредноутов. И «Андрей Первозванный» со всем своим вооружением, размерами и полный водоизмещением в 18,5 тыс. тонн был примером конца одной эпохи и начала другой.

Броненосец «Андрей Первозванный». Ист.: набор открыток «Русские броненосцы»
Броненосец «Андрей Первозванный». Ист.: набор открыток «Русские броненосцы»

Вес брони превысил 6 тыс. тонн, что сказалось на увеличении осадки относительно проекта. Наибольшая толщина главного броневого пояса равнялась 216 мм, верхнего пояса и казематов – 127 мм, палубы – 60 мм. Максимальная толщина бронеплит, защищавших артиллерийские башни, составляла 254 мм.

Корабль оснастили двумя четырехцилиндровыми паровыми машинами с совокупной мощностью 17600 ЛС и 25-тью угольными котлами, по пять котлов в одном отделении. Данное решение в целом копировало энергетическую установку, применяемую на броненосцах типа «Бородино». Расход топлива был равен 180 тоннам в сутки на экономичном ходу в 12 узлов или 400 тоннам на максимальном. Бункеры могли принять от 800 до 1500 тонн угля, что давало автономность 4-8 суток.

«Андрей Первозванный» в море, 1911 г. Ист.: tsushima.su
«Андрей Первозванный» в море, 1911 г. Ист.: tsushima.su

Команда насчитывала 750 моряков. Связь между отсеками наладили с помощью классических переговорных труб и большого количества телефонных аппаратов. Еще на заводе в 1909 г. часть помещений подвергли переделке с целью снабдить корабль флагманскими функциями.

Боекомплект 305-мм калибра составлял 60 выстрелов на орудие, 203-мм – 110 выстрелов, 120-мм – 200 выстрелов. Зенитная артиллерия была представлена четырьмя 47-мм патронными пушками и четырьмя пулеметами. И это было достаточно серьезным минусом, если вспомнить, как часто немцы использовали авиацию против той же «Славы» в ПМВ. Проектировщики полностью отказались от наличия минных заграждений на борту и курсовых надводных торпедных аппаратов в носу и корме.

«Андрей Первозванный» в Кронштадте, предп. 1912-1914 гг. Ист.: navsource.narod.ru
«Андрей Первозванный» в Кронштадте, предп. 1912-1914 гг. Ист.: navsource.narod.ru

Принимая во внимание все флагманские возможности броненосца, адмирал Эссен предпочитал командовать флотом с мостика крейсера «Рюрик». «Андрей Первозванный» с одноклассником входил в 1-ую бригаду линейных кораблей Балтийского флота. После ввода всех четырех новейших «севастополей» ее переименовали во 2-ую бригаду. Свой единственный дальний поход корабль совершил накануне Первой мировой, остальное время он пробыл в Финском заливе.

В самом начале Первой мировой верхушки обеих 50-метровых мачт были срезаны по причине их отличной заметности для противника. В январе 1916 г. демонтировали за ненадобностью два подводных 450-мм торпедных аппарата. А ближе к осени того же года усилили за счет четырех 76,2-мм пушек противовоздушную оборону. За исключением «Славы» и «Цесаревича» 2-ая бригада к боевым действиям в ПМВ не привлекалась.

«Андрей Первозванный», 1915 г. Ист.: tsushima.su
«Андрей Первозванный», 1915 г. Ист.: tsushima.su
Чтобы не допустить захват линкора немецкими войсками, в апреле 1918 г. его отправили из Гельсингфорса в Кронштадт.

«Андрей Первозванный» участвовал в Гражданской войне, летом 1919 г. мобилизован для уничтожения гарнизона форта «Красная Горка», поднявшего мятеж. В августе он был торпедирован английскими катерами в результате ночной атаки на Кронштадт.

Для того чтобы залатать пробоину в носу, его отбуксировали на Балтийский завод. Из-за Гражданской войны и полного развала технологических цепочек оперативно вернуть в строй сложный и дорогой корабль было нереально. Простояв в глубоком резерве три года, линкор отправился в декабре 1923 г. на слом. Его многочисленная артиллерия еще долго использовалось флотом.