Не казалось ли вам, что ситуация, в которую вы только что попали, уже когда-то происходила в вашей жизни? Ученые описывают этот эффект многими замысловатыми словами, но проще подобные вещи называют дежавю. Никто еще не смог полностью разгадать его причину, потому что почти каждый человек его чувствовал, но это состояние не прогнозируемое и очень редко повторяется - считается, что это просто ошибка работы отделов мозга, отвечающих за память.
Мозг человека - штука сложная и поэтому его фокусы могут дать много интересных и разнообразных идей для кинокартин, чем и пользуются кинематографисты, создавая иногда весьма интересные фильмы. От "Помни" до оскароносных "Игр разума", и даже у известного "Эффекта бабочки" была довольно интересная идея, но очень плохая реализация. Кстати, с последним примером фильм Тони Скотта роднит основной акцент - не столько на проблемах мозговой деятельности, сколько на одной из теорий их возникновения - игр со временем. К счастью, это единственное общее, поскольку "Дежавю" фильм другого уровня и в своем жанре имеет вполне обоснованные претензии на статус лидера.
Плохо подобранная команда может похоронить любой проект, насколько бы интересным он не был. Это утверждение истинно и в обратном, когда в согласии работают профессионалы, то жди шедевра! Вот к примеру кто такой Джерри Брукхаймер? Это человек, прозвище которого говорит само за себя - Мистер Блокбастер. У него нюх на хорошие идеи, что при приложении необходимых усилий принесут большие деньги. Джерри - единственный из легиона кинопродюсеров, чье имя уже является залогом любопытства зрителя, поэтому его уважительно печатают на афишах и вспоминают в начальных титрах.
А кто такой Тони Скотт? Это человек, который завоевал свое место в Голливуде, не оставшись в тени своего именитого брата, как это часто бывает с родственниками знаменитостей. Он снимает редко, но его фильмы никто не обвинял в отсутствии собственного стиля. Особый почерк видно во всех его картинах от "Последнего бойскаута" до "Шпионских игр". А его работы - одна из частей рекламного сериала BMW, замечательный "Гнев" и необычный "Домино", дали понять, что он умеет и хочет экспериментировать, находить новые подходы к отображению безумного действа, привычно не оставляя при этом в стороне психологические переживания героев.
С последним ему помог сценарист - тот самый Терри Россио, которому уже надоела работа над комедийными лентами вроде "Пиратов Карибских морей" и "Шрека", где строго заданные рамки первых частей ограничивают его в сиквелах, заставляя творить хуже с каждой цифрой в названии. В этот раз таких проблем не было, и результат не замедлил сказаться. Хорошо прописана психологическая основа, интересные опыты со временем, гармоничное сочетание спокойных детективных моментов и драйва, и, особенно, содержание интриги почти до финальных титров - он выложился на все сто процентов. Далее осталось только все реализовать специалистам по съемкам, кастингу и спецэффектам, где тоже были подобраны профессионалы своего дела.
Особое уважение у зрителя непременно вызовет работа Пола Камерона, который отвечал за операторскую работу - виртуальная камера в "Дежавю" вышла на новый уровень достоверности, помогая передать все ощущения следственной группы при наблюдении в реальном времени за событием, что произошло в прошлом. Тщательность изображения работы спецагентов и полицейских придает фильму почти документальный вид, затеняя нереалистичность, которой страдают фантастические фильмы.
Такой подход к созданию базы для фильма почти не оставил ничего для актеров - им просто оставалось сыграть отведенные роли. Довольно однообразной вышла роль у Дензела Вашингтона, фактически он снова сыграл охранника из "Гнева", правда в этот раз спасая довольно взрослую девочку. Но сюжет все-таки дал ему не один раз проявить свою главную особенность - ведь он, пожалуй, единственный чернокожий актер в Голливуде, который умеет своим лицом не обезьянничать, а именно играть - отражать чувства, играя в серьезных, драматических ролях, за что и получил в свое время "Оскар". Именно поэтому постепенное размораживание его души, зарождение нового чувства, неизвестного ранее холостому трудоголику, действительно завораживает.
Очень мало экранного времени пришлось Джеймсу Кэвизелу, который после своей роли Христа просто неузнаваем. Но даже в тот десяток минут он сумел раскрыть своего психически неуравновешенного персонажа очень убедительно.
Моя субъективная оценка: 8/10