Найти в Дзене

Восход мексиканской криминальной империи “Эль Чапо” Гусмана. Ч. 2

Продолжение перевода о буднях мексиканских наркокартелей. В прошлой части — об аресте Хавьера Арельяно, преступного гения и "мозга" Тихуанского картеля братьев Арельяно. ****** Для УБН, американского управления по борьбе с наркотиками, поимка Хавьера Арельяно, одного из руководителей Тихуанского картеля, должна была стать триумфом. И, судя по громким правительственным пресс-релизам, она таковой и стала. Но… Специальному агенту Дейву Херроду к 2016-му исполнилось 50 лет и он скоро завершит свою карьеру в УБН. За время, что он охотился на Арельяно, его волосы и эспаньолка успели поседеть. Херрод гордится смелостью и упорством, которые потребовались ему и коллегам, чтобы уничтожить картель. И он знает, что помог предотвратить множество убийств и похищения. Но когда он оглядывается назад — он не видит того триумфа, который изобразили в пресс-релизах. Вместо этого он, как и другие агенты УБН, работавшие над делом, чувствует разочарование. Потому что поток наркотиков, который должен был п

Продолжение перевода о буднях мексиканских наркокартелей. В прошлой части — об аресте Хавьера Арельяно, преступного гения и "мозга" Тихуанского картеля братьев Арельяно.

Доблестные бойцы УБН, с "фантастической" годовой зарплатой в 75-85 тысяч долларов; одновременно за работой и позируют фотографу
Доблестные бойцы УБН, с "фантастической" годовой зарплатой в 75-85 тысяч долларов; одновременно за работой и позируют фотографу

******

Для УБН, американского управления по борьбе с наркотиками, поимка Хавьера Арельяно, одного из руководителей Тихуанского картеля, должна была стать триумфом. И, судя по громким правительственным пресс-релизам, она таковой и стала. Но…

Специальному агенту Дейву Херроду к 2016-му исполнилось 50 лет и он скоро завершит свою карьеру в УБН. За время, что он охотился на Арельяно, его волосы и эспаньолка успели поседеть. Херрод гордится смелостью и упорством, которые потребовались ему и коллегам, чтобы уничтожить картель. И он знает, что помог предотвратить множество убийств и похищения.

Но когда он оглядывается назад — он не видит того триумфа, который изобразили в пресс-релизах. Вместо этого он, как и другие агенты УБН, работавшие над делом, чувствует разочарование. Потому что поток наркотиков, который должен был прекратиться с обезглавливанием Тихуанского картеля, только увеличился. Убрав “главного интеллектуала” Организации Феликс Арельяно, УБН расчистил место для Хоакина Гусмана Лоэра, “Эль Чапо”, главе жестокого картеля Синалоа. Гусман, если бы мог, наверняка пожал бы УБН руку.

Мексиканские реалии; не исключено, что на фотографиях жертва как раз жертва картеля Синалоа
Мексиканские реалии; не исключено, что на фотографиях жертва как раз жертва картеля Синалоа

История сокрушения Тихуанского картеля и возвышения Синалоа — это история множества предполагаемых, но не раскрытых преступлений. Это история о том, что “борьба с наркотиками, как мы ее знаем,” по словам Дейва Херрода “не работает”.

Дэйв Херрод поступил на службу в УБН в 1991 году, перейдя из таможенной службы США. Херрод искал более серьезную и ответственную работу. Ему было 26, прошло всего два месяца, как он закончил учиться в академии, для переквалификации в оперативника УБН. И почти сразу, как он начал работать, жизнь подкинула ему небольшой подарок: два автофургона возле винного магазина на перекрестке в городе Чула-Виста, Калифорния. Когда Херрод досмотрел фургоны — в каждом оказалось около тонны кокаина.

Чуть меньше двух тонн кокаина — не так уж и много, на самом деле; здесь бойцы УБН охраняют вес побольше
Чуть меньше двух тонн кокаина — не так уж и много, на самом деле; здесь бойцы УБН охраняют вес побольше

Наводку на фургоны предоставил некто Джо Паласиос, мексиканец. Паласиос зарабатывал на жизнь адъюнктом УБН — иностранным разведчиком, собиравшим разведданные в обмен на оплату. Агенты УБН называли Паласиоса “глазом в небе”. Работа Паласиоса взаправду напоминала работу спутника: его направляли к цели на местности, а он собирал и отправлял информацию обратно.

Но конкретно эта наводка звучала нелепо. Тонна кокаина, припаркованная под открытым небом в Чула Виста, без каких-либо предосторожностей? Но когда агенты УБН проверили наводку “спутника” — на перекрестке в Чула-Виста стоял ржавый фургон с тонированными стеклами. Агенты проследили за перемещениями фургона, и когда он припарковался на новом месте — там стоял и второй фургон. Внутри обоих, когда агенты их вскрыли, на месте сидений ровными рядами лежали кокаиновые “кирпичи”, суммарным весом в 1,8 тонны. “Первое легкое дело в УБН” - подумал тогда Херрод. Агент понятия не имел, что наркотики принадлежали Тихуанскому картелю, и что он только что влез в расследование, которое для него затянется на 20 лет.

Оперативники УБН быстро выяснили, что фургоны попали на территорию США не случайно — через границу с мексиканской Тихуаной их пропустил американский пограничный инспектор Джон Салазар. Салазара взяли и проверили на “полиграфе”, детекторе лжи. Проверку полиграфом Салазар успешно провалил и признался, что берет взятки у контрабандистов.

Тоже реалии Мексики, ликвидированный склад оружия, один из, картелей
Тоже реалии Мексики, ликвидированный склад оружия, один из, картелей

******

Несколько месяцев спустя Джек Робертсон - тоже специальный агент УБН, к 1991-му обладавший достаточным опытом, в отличие от Херрода - возглавил дело УБН против братьев Арельяно. Робертсон будто бы идеально подходил для расследования: идеалист, чуткий и внимательный христианин, он умело обрабатывал молодых бандитов, “раскалывая” одного за другим. Робертсон, полный амбиций, знал о Тихуанском картеле и об его возвышении на приграничных территориях Мексики. Жестокая слава картеля была хорошо известна всем причастным. Один информатор, работавший с УБН, однажды не смог даже произнести вслух имя братьев Арельяно.

Робертсон рассказывал, что его босс, Мишель Леонхарт - будущий глава УБН - планировал завершить дело против картеля спустя шесть месяцев. Шесть месяцев спустя — дело только начиналось. Агенты УБН не могли подобраться к братьям Арельяно. Верхушка картеля держалась изолировано от низов. Уличные торговцы получали товар от курьеров. Боевики и убийцы картеля низкого уровня получали и передавали запросы на убийство через диспетчеров, с помощью закодированных сообщений. И спустя шесть месяцев агенты УБН только начали “колоть” арестованных контрабандистов картеля, в попытках получить информацию, узнать имена “сержантов”. Которые, в свою очередь, сдали бы “лейтенантов” картеля в его ключевых городах, в Тихуане и Мехикали. Лейтенанты получали приказы уже от братьев Арельяно — и с выходом на них можно было надеяться, что удастся найти самих братьев.

Последствия работы Тихуанского и других картелей; в Мексике ежегодно гибнет множество непричастных к картельной войне людей
Последствия работы Тихуанского и других картелей; в Мексике ежегодно гибнет множество непричастных к картельной войне людей

После успешного захвата фургонов, оперативники УБН вместе с таможенной службой приступили к разработке операции “автобусная остановка”. Идея операции: отслеживать туристические экскурсионные автобусы Sultana Express, которые, как подозревали оперативники УБН, участвуют в контрабанде наркотиков. “Глаз в небе”, Паласиос, будет отслеживать автобусы, из Мексики, чтобы определить, где именно автобусы загружают наркотиками.

Первая попытка Паласиоса оказалась почти успешной. Он “сел на хвост” автобусу у границы и проследил его до Тихуаны. Где Паласиоса, под дулом пистолета, остановила мексиканская полиция. Стражей правопорядка интересовала, почему гражданин Паласиос следил за автобусом. “Спутник” прикинулся непричастным и упустил автобус. А для УБН операция вдруг стала чем-то большим.

Американцы сперва разочаровались в том, как быстро Паласиос потерял автобус. Однако “Спутник” не сдавался: ночью, в тот же день, когда мексиканская полиция наставила на него пистолеты, Паласиос прочесал всю Тихуану - город на 1,6 миллиона жителей, на минуту - чтобы найти автобус. В 6 утра он позвонил Херроду из пляжного коммьюнити Плейас-де-Тихуана и зачитал номер найденного автобуса Sultana Express. “Я просто не мог поверить, что он это сделал", - поделился с нами Херрод. Он удивлялся неутомимости и мужеству Паласиоса.

Несколько месяцев “глаз в небе” мотался туда-сюда, от границы до склада картеля в Тихуане, где в потайные места и секретные лючки автобусов загружали кокаин. Используя данные от Паласиоса, УБН и полиция Калифорнии произвели более 50 арестов на территории США. За девять месяцев оперативники УБН перехватили в автобусах не только наркотики, но и огнестрельное оружие с гранатами.

На десятом месяце Паласиос заметил за собой слежку и “усиление” контрразведывательных мер картеля.

******

А я на этом месте прекращаю перевод. Продолжу в следующих частях. Впереди в статье много интересного — честь и хвала авторам The Atlantic.

******

Любезный мой читатель! Если тебе не сложно - и вдруг статья понравилась - кликни на лаек, поставь палец вверх. Пожалуйста. Тебе не сложно, а мне алгоритм Яндыкса статью бодрее откручивает.