Всем доброго времени суток, в этой статье я хотел бы дать пару советов начинающим экипажам, а именно штурманам.
Вот вы решились в первый раз поехать на соревнования по off-road, но что брать с собой как лучше действовать во время самих соревнований, как вести себя в спорных ситуациях. В этой статье я попробую ответить на эти вопросы. Пару слов обо мне, зовут меня Сергей, я участник многих соревнований, как и в ориентирование так и езде по легенде, и уже выработал свои тактики, сталкивался со множеством проблем. Тут будут советы больше по соревнованиям типа: ориентирование. И так начнём.
1. Что брать с собой на соревнования?
Всё зависит от типа соревнований и их продолжительности, а также времени года. Но всегда с собой надо брать навигатор, а лучше, как минимум две штуки, так как электроника может выйти из строя в самый не подходящий момент. При чём лучше за ранее изучить все функции навигатора, если выкладывают список точек GPS (координаты), лучше сразу дома их забить в навигатор что бы не терять на это время на самом выезде.
Возьмите с собой несколько проводов и блоков питания для зарядки, в пылу соревнований провод можно порвать или потерять и лучше иметь запас.
Так же надо фотоаппарат для фото-фиксации взятия точек, проверте что на карте памяти нет ни каких фото (не надо усложнять жизнь судьям, им не так интересно смотреть на ваши фото с кооператива и т.д.), если у вас есть желание делать художественные фото, то как вы застряли, как выбирались и всё такое, то на такой случай берите ещё один фотоаппарат или снимайте всё на телефон. Но как показывает практика если экипаж состоит из пилота и одного штурмана, то времени на другие фотки просто не будет.
Так же перед выездом не забудьте всё зарядить и взять запасной комплект аккумуляторов или батареек для фотоаппарата.
Запасной комплект одежды лучше тоже всегда брать с собой, и тут всё просто соревнования по бездорожью проходят как не удивительно за пределами города, а значит грязь, вода и всё такое вам гарантированно, и после того как вы 5 часов откатали по трасе беря точки, вы 99% будете все в грязи, а ещё ждать результатов и награждение не очень комфортно, так почему просто не переодеться? Запасной комплект одежды занимает не так много места, но зато в чистом вам будет намного комфортнее ждать результатов, и меньше риск простудиться. Так же лишним не будет взять запасную обувь.
По своему примеру я одеваю кроссовки, а когда приезжаем в баз лагерь переодеваюсь в берцы или надеваю балотоходы (в зависимости от того месту куда приехали). А после маршрута переодеваюсь и опять одеваю кроссовки, сухо чисто и комфортно.
2. А что насчёт еды?
Тут тоже всё зависит от того на какой срок вы едете, но как правило берётся большой термос с кофе, и высококалорийная мелочёвка которую можно есть на ходу, например, жаренные пельмени, из готовых вариантов чибупели и большая часть продукции «Горячая штучка», Пару сникерсов (марсов, твиксов и т.д.) они очень удобны, можно есть не заботясь о чистоте рук и на пару часов позволяет забыть о голоде. А после соревнований во время ожиданий результата можно нормально поесть. У нас обычно это тушёнка с чем либо, или шашлык.
3. Вот мы приехали в баз лагерь, но мы никого не знаем, что делать?
Главное без паники, ищите палатку (домик, трейлер) администраторов и проходите процедуру регистрации. То, что вы никого не знаете не беде, разговор обычно завязывается очень легко и не принуждено, в это время можете спросить, что вам остаётся не ясно и начать подготовку машины, например, спросите «а мне стоит стравливать колёса? Если да, то до сколько», и вам с радостью во всех подробностях расскажут, что да как, и дадут манометр что бы у вас всё получилось. Затем ждёте брифинг.
Так же после регистрации осмотрите карнет и расположение точек, и совместно с пилотом разработайте тактику по которой будете брать точки, то есть начать с ближайших и идти вглубь, или начать с дальних и брать которые ближе к финишу.
4. Начался брифинг, и мы ничего не понимаем, что делать?
Брифинг для того и проводиться что бы все были в курсе правил (не редко к началу соревнований их меняют из-за погодных или каких-либо ещё причин). Всё что вам не ясно спрашивайте не бойтесь, вас никто за это не осудит, так же внимательно слушайте правила, это потом может помочь вам в спорных ситуациях, за ранее узнавайте какая должна быть правильная фото фиксация.
5. Дали старт, мы поехали, как же пивка хочется, можно?
Так как вы штурман и не управляете транспортным средством то всё решать вам, но лучше на время соревнований в команде объявить сухой закон, алкоголь поможет вам расслабиться, но он так же понижает внимание и координацию. Лучше откатать, а потом и выпить можно, но решать вам.
6. А что вообще штурман должен делать?
Ну а тут список очень большой, он ищет точки, оценивает ситуацию, помогает пилоту проехать и ничего не зацепить… то есть бегает вокруг машины пока та пробирается до точки. И чем активнее вы это делаете, тем лучше, если вы будете сидеть в машине и выходить что бы соткаться, то на высокий показатель можно даже не рассчитывать. По своей практике бывали такие соревнования где 80% трассы я проходил\пробегал на своих двоих, и садился в машину на длинных перегонах.
Для того что бы помочь пилоту проехать преграду, вы должны трезво оценивать возможности автомобиля, для этого лучше за ранее пару рас покатайтесь с пилотом как пассажиром, так и на месте водителя, это вам поможет понять габариты и то как машина едет, и вы сможете избежать ситуация, когда заведомо не проходимое для вас препятствие, которое вы не будете преодолевать сэкономит не мало времени.
Отмечайте в карнете те точки которые вы уже взяли. Для того что бы не путаться и не делать лишних крюков. Не забывайте следить за временем, чтобы уложиться в КВ (контрольное время). Лучше всего определить, что за час до КВ надо выдвигаться в сторону финиша, и по пути брать мало бальные (простые) точки, и если у вас появилось подозрение что машина не проедет или увязнет, то лучше не рисковать, но всё зависит от ситуации.
7. Всё мы на финише, можно отдыхать?
Не всё так быстро то что вы финишировали это круто и классно, но для полного финиша надо сдать карнет и скинуть фотографии организаторам\судьям, но лучше сделайте фото карнета, чтобы посчитать сколько у вас должно быть баллов. После этого можете отдыхать, выпивать, общаться и ждать предварительных результатов.
После того как вывесили предварительные результаты сравните сколько вам поставили балов и сколько вы посчитали сами, если что-то не нравиться подходите к судьям и узнавайте, что не так, всё-таки они тоже люди, и представьте сколько им надо отсмотреть фотографий, они могли и ошибиться, для этого и надо слушать на брифинге правила.
P.S.
На этом, пожалуй, самые основные моменты и советы, скорее всего я много чего не сказал, и будут ещё материалы на эту и не только на эту тему, так что подписывайтесь, ставьте палец верх. Если хоти те что-то дополнить или сказать где я не прав пишите комментарии.