Вот интересно, когда я служил в советское время на флоте, причем, на атомном ракетном подводном, время от времени на соседних причалах появлялись новые подлодки. И ни слова об этом ни в программе "Время", ни на страницах "Правды" или "Красной звезды".
О появлении новых ракет или торпед не всякий в экипаже знал, не то что в гарнизоне, а про страну и не говорю. О суперпроектах - глубоководных, полуавтоматах, невидимках, сверхскоростных и пр. - если я, офицер с соответствующим допуском, и узнавал, то случайно.
А они уже стояли на вооружении, ходили в моря, там служили люди, их обслуживал берег. Секретность была понятна. Это и сюрприз в час Икс противнику. И возможность спокойно проверять, доводить, дорабатывать, выходить на новый уровень.
А главное, не подсказывать супостату стратегические направления НИОКР. Что стоит твоя технологическая новинка, когда уже параллельно с ее разработкой в твоих секретных лабораториях за океаном ладят для нее противоядие.
А что сегодня? Перед экраном сидит президент и на весь мир дыр-дыр-дыр не только о новоделах, едва заступивших на боевое дежурство, но и про то, что еще на испытательных стендах, и про то, что еще на стапелях, и про то, что еще на конструкторском ватмане...
О "Посейдоне" с грифами "сов. секретно" - подробно, широковещательно и вдумчиво. О ТТД сарматов, авангардов, уранов, кинжалов, о преимуществах гиперзвука перед лазером ведут разговоры, спорят домохозяйки, студенты, офисные клерки...
Разговариваю про все эти понты с приятелем, который причастен к военным НИОКРам. Профессионал до мозга костей, машет рукой и матерится.
И вот я, наконец, подхожу к главной теме своего поста. Не находите ли вы, граждане, что в России слишком много матерятся? Вот в какую сферу деятельности не сунь ухо, обязательно услышишь мощный, нарастающий гул сквернословия. Сверху донизу. От Балтики до Тихого океана. Вот отчего так, а?
Автор: Владимир Ермолин
Книга "Мы всё ещё русские" здесь
Другие статьи, рассказы, эссе "Про жизнь" читайте здесь