С помпой, на самом высоком государственном уровне и в Кремле, отметили 10-летие интронизации Патриарха Московского Кирилла. Наговорили кучу с избытком комплиментов, но, думаю, сам Кирилл понимает, что не все так хорошо. Я не о падении его личного авторитета-рейтинга и возглавляемой им Церкви, я о том, как складываются отношения РПЦ и ее предстоятеля с другими православными церквями.
На сегодня, кроме Московской, мы имеем 14 автокефальных православных церквей во главе с Константинопольской, или Вселенским Престолом. В Москву, чтобы поздравить Кирилла лично, приехали предстоятели лишь трех церквей - Антиохийской, Сербской и Чешских земель и Словакии.
Первая из этих трех церквей живет под властью сирийского диктатора и союзника Москвы Асада. Вторая Церковь, Сербская, поддерживает Москву в противостоянии с Фанаром, так как никто не гарантировал, что Вселенский Престол не даст автокефалию церквям Северной Македонии и Черногории. Наконец, Церковь Чешских земель и Словакии никак не может выбраться из московских объятий.
Не приехали на Кириллов праздник предстоятели 11 церквей. Не будем считать грузинского Патриарха-Католикоса Илью II, у которого тяжелая болезнь, а вот Главы других четырех церквей - Александрийской, Румынской, Болгарской и Польской - тоже предпочли отправить в Москву своих подчиненных. Еще шесть церквей - Константинопольская, Иерусалимская, Кипрская, Элладская, Албанская и Украинская - вообще не были представлены на праздновании. Что касается Константинопольской и Украинской церквей, то им, со всей определенностью скажем, приглашении не высылали, а что касается Иерусалимской, Кипрской, Элладской и Албанской церкви, то они, относящиеся к греческим, своей непредставленностью в Москве, наверное, выразили солидарность с Константинополем. И с Православной Церковью Украины.
Наблюдатели заметили, что риторика Кирилла в отношении Константинополя смягчилась. Это, видимо, объясняется тем, что сплотить вокруг себя большинство православных церквей, собрать их предстоятелей в Москве, попробовать навязать им свою повестку дня и совершить коллективный афронт Константинополю не удается. Не может стать Московская Церковь гегемоном Православия.
Приезд-неприезд предстоятелей православных церквей и уполномоченных предстоятелями архиереев на Кириллов праздник в Москву, можно думать, показывает также, какие церкви раньше, а какие позже признают автокефалию Православной Церкви в Украине.
Анатолий Сидоревич.
1 февраля 2019 г.
Фото РИА Новости