Найти тему
melodrummer

Коварство и любовь

В последнюю неделю января российский прокат в прямом смысле украсила новая картина греческого режиссёра Йоргоса Лантимоса «Фаворитка». Этот фильм хочется называть именно картиной, потому что, как и любое другое произведение искусства, она вызывает смешанные чувства, не всем придётся по вкусу, но ни за что не оставит равнодушным.

Красивое и сложное имя Йоргоса Лантимоса не особенно известно широкой публике, но две его последних работы – «Лобстер» и «Убийство священного оленя» – неплохо выступили в международном прокате и не остались без наград на Венецианском кинофестивале. «Фаворитка» пошла ещё дальше – «Золотой глобус» за лучшую женскую роль и 10 номинаций на премию «Оскар». Фильмы Лантимоса смотреть непросто: скрытые смыслы, визуальные метафоры, отсутствие динамики, давящая атмосфера – именно такое впечатление произвели на меня две вышеупомянутые работы. Неподготовленному зрителю, пожалуй, просто-напросто станет скучно, а запутанность и непонятность происходящего может даже разозлить. Однако «Фаворитка» заметно отличается от остальных фильмов Лантимоса, и не в последнюю очередь потому, что автором сценария был не сам режиссёр, а Тони МакНамара, труд которого оценили члены киноакадемии и внесли его в список номинантов за «Лучший сценарий».

-2

Сюжет переносит нас в начало XVIII века: Англия ведёт войну с Францией за испанское наследство. Но настоящая борьба за власть и кусок сладкого пирога идёт не на поле брани, а в стенах Кенсингтонского дворца при королевском дворе Анны Стюарт. Анна (Оливия Колман) – немолодая, страдающая от подагры монахиня, неспособная самостоятельно принимать серьёзные решения и зависимая от своей правой руки, фаворитки и подруги детства Сары Черчилль, герцогини Мальборо (Рейчел Вайс). Леди Мальборо, сильная, жёсткая и уверенная в себе женщина, пользуется своим положением и доверием королевы и не стесняется брать власть в свои руки, чтобы продвигать интересы партии вигов, в которой состоят её муж, герцог Мальборо, и близкий друг, граф Годольфин. Но привычный уклад жизни королевского двора меняется, когда у его ворот из кареты лицом в грязь падает Эбигейл Хилл (Эмма Стоун), девушка из разорившегося знатного рода и кузина леди Мальборо, приехавшая получить работу во дворце. Но место на кухне – вовсе не то, на что рассчитывала Эбигейл, и постепенно милая и безобидная простушка начинает показывать острые зубы и коготки.

-3

Великолепное женское трио – настоящее украшение этого фильма. Наблюдать за взаимодействием трёх совершенно разных типажей, сыгранных тремя сильнейшими актрисами – истинное наслаждение, которое получаешь при просмотре не самой простой картины. На протяжении всего сюжета все три героини раскрываются абсолютно по-новому: первое впечатление кажется совершенно обманчивым, а симпатии зрителя то и дело мечутся от одной женщине к другой. Здесь нет разделения на плохих и хороших, нет ощущения искренних чувств, но при этом есть понимание и сопереживание каждому герою. Здесь постановочная театральность, абсурдность и комичность ситуаций перерастают в настоящую личностную трагедию.

Фильм – красочное объяснение известной поговорки «пригреть змею на груди». Конечно, художественное кино не претендует на историческую достоверность, но, думаю, мало кто сомневается, что при королевском дворе, полном интриг и сплетен, каждый стремиться навязать свои правила и стать победителем, не подозревая, что сам является пешкой в чужой игре. Казалось бы, невинная борьба за внимание королевы в итоге сумела направить мировую историю по совершенно иной траектории.

-4

Стоит отметить и отличную операторскую работу: съёмки проводились при естественном свете, что придает картинке свежесть и натуралистичность. Общие планы, снятые на fish-eye, и плавные пролёты камеры передают всё богатство и роскошь интерьеров. Великолепные наряды королевы и её фавориток приводят в тихий восторг, а напудренные мужчины в париках то и дело вызывают улыбку (да-да, Николас Холт, это я про тебя).

-5

Фильм «Убийство священного оленя», просмотренный на минувших праздниках, дался мне с трудом, но на «Фаворитку» я решила пойти не из-за имени режиссёра, а из-за Эммы Стоун. Если вдруг вы ещё не знаете, Эмма Стоун – моя самая любимая голливудская актриса. В этом фильме она вновь доказала, что является одной из самых сильных и значимых актрис современности. Но, к моему приятному удивлению, в «Фаворитке» блистает не только она – Оливия Колман и Рейчел Вайс здесь тоже просто великолепны. Сходить в кинотеатр стоит хотя бы ради их качественной актёрской игры. В целом мне сложно советовать этот фильм всем — хоть он и рассчитан на более массового зрителя, но всё же подан под фирменным соусом Йоргоса Лантимоса. Но если вам хочется познакомиться с этим режиссёром, и вы настроены смотреть во все глаза и слушать во все уши, то скорее покупайте билет.