Как выжить, когда игрушек много? Есть ли оправдание тем, кто завалил детей игрушками? Есть ли плюсы в большом количестве игрушек?
Я думаю, есть. Вот мои мартокотовые мысли:
1. Ребёнок приобретает более разнообразный опыт взаимодействия с миром.
Ксилофон, конструктор с винтиками и гайками, конструктор с пазами и клеем, лего, коляска и домик для кукол, автомобили и трасса, грузовик и автокран, посуда и кондитерская плей-ду. А ещё мыльные пузыри, набор для выращивания кристаллов, калейдоскоп-собери-сам, набор для изучения свойств магнетизма и электричества. Всё это очень разное и даёт ребёнку разные навыки. Развивает различные аспекты его деятельности.
2. Развивает воображение
Мои дети играют очень обстоятельно. Они выстраивают разнообразные миры с самыми разнообразными законами, связями и социальными взаимодействиями. Маленькое количество "деталей" не даёт возможности оперировать столь большим объёмом информации о мире.
Тут нужно пояснить. Ребёнку проще привязывать факт к материальному якорю. Так им проще оперировать. Факт, висящий в воздухе, имеет больше шансов затеряться и забыться.
Впрочем, у взрослых почти так же.
3. Развивает навыки
В игре ребёнок познаёт мир. Его законы, его связи, его устройство. Проживает свой опыт, усваивает его, делает его "съедобным" для собственного сознания.
Примеряет на себя различные социальные роли, узнаёт новые для себя факты.
Учится взаимодействовать, отстаивать интересы или, наоборот, договариваться и танцевать менуэт компромиссов.
Больше инструмента - игрушек - больше возможностей.
4. Большое количество игрушек учит не цепляться за вещи
Поясню. Ценность вещей запредельна для тех, у кого их мало или недостаточно.
Вещи, вещи, вещи. Определяют социальный статус, травмируют невозможностью иметь.
Заваливание ребёнка игрушками по первому требованию - я утрирую, да - результат чего-то из детства. Когда хотелось, но не было.
Когда есть то, чего хочется, когда нет надрыва в отношении с вещами, когда попросил - и знаешь, что вполне могут купить... Именно так выстраивается здоровое отношение к вещам.
Когда не вещи правят тобой, не ты зависим от вещей, не вещи определяют твою ценность, а ты определяешь ценность вещей для себя.
То есть из всего множества вариантов ребёнок научается выбирать для себя то, что ему действительно нужно.
Это, как мне кажется, одно из необходимых условий выстраивания экологичных отношений с миром.
Впрочем, я отдаю себе отчёт в том, что многое из сказанного сейчас и выше - всего лишь попытка оправдать своё поведение в отношении детей. Да.
В некотором роде, оправдание себя. Попытка.
Может быть, потом попробую разделить игрушки на полезные и не очень, но не уверена, что у меня это выйдет.
Ваш Мартокот, печатает высунутой из-под завала игрушек лапкой.
ЗЫ: это любимая игрушка старшей. Любимая до сих пор, а рисунку этому уже года четыре.