СССР был создан коммунистами. Коммунисты считали, что одним из самых страшных преступлений является частное предпринимательство. Поэтому в СССР не было ни частной собственности на средства производства, ни свободных рыночных отношений. Соответственно, никому в СССР не нужна была реклама. Бессмысленные плакаты «Летайте самолётами Аэрофлота» или «Храните деньги в Сберегательной кассе» назвать рекламой можно было лишь с большой натяжкой. Поскольку где ещё хранить деньги, если не сберкассе и какими самолётами ещё летать, если кроме Аэрофлота в СССР не было авиакомпаний?
Реклама – двигатель торговли. А обществе тотального дефицита любой более или менее нормальный товар и так брали с боем, как только он появлялся в магазине. Зачем его рекламировать? Соответственно, и не печатали рекламу в советских журналах. Однако был один советский журнал, в котором реклама печаталась. И не просто реклама, а реклама иностранной продукции. Правда журнал этот хотя и был советским, но советские люди его не читали. Потому что до конца 80-х он распространялся только в Западной Европе. Это был журнал SPUTNIK.
Пробежимся по рекламным объявлениям, которые давались в этом журнале.
Духи эти выпускались с 1965 по 1975 года. Выглядели вот так.
Социалочка.
Непонятно только, почему в советском журнале.
Депозит LOMBARD BANKING.
Безопасный и регулярный доход читателям SPUTINK’а. Нелохо. Но вообще реклама производит впечатления набранной абы где абы как.
Опять социалка.
Реклама атласа мира.
Практически прообраз Google Earth.
Вот такой нарядный разворот.
Ну и конечно реклама THE LENIN MAUSOLEUM. Как без этого?
Вообще непонятно, что было в голове у редакции, чтобы в новогодний номер ставить материал про место хранения главного трупа СССР. И ещё такие фотографии.
То есть с одной стороны пытаются создать впечатление об СССР, как о цивильной стране. Даже рекламу импортного алкоголя помещают. А потом – бац – и ставят жуткое фото пустой площади, с бесконечной цепочкой людей, идущих, чтобы посмотреть на труп.
Ну и конечно реклама одного советского продукта, который на Западе всегда находил спрос.