Найти тему
Трудный ребенок

Иностранная реклама в советском журнале

СССР был создан коммунистами. Коммунисты считали, что одним из самых страшных преступлений является частное предпринимательство. Поэтому в СССР не было ни частной собственности на средства производства, ни свободных рыночных отношений. Соответственно, никому в СССР не нужна была реклама. Бессмысленные плакаты «Летайте самолётами Аэрофлота» или «Храните деньги в Сберегательной кассе» назвать рекламой можно было лишь с большой натяжкой. Поскольку где ещё хранить деньги, если не сберкассе и какими самолётами ещё летать, если кроме Аэрофлота в СССР не было авиакомпаний?

Реклама – двигатель торговли. А обществе тотального дефицита любой более или менее нормальный товар и так брали с боем, как только он появлялся в магазине. Зачем его рекламировать? Соответственно, и не печатали рекламу в советских журналах. Однако был один советский журнал, в котором реклама печаталась. И не просто реклама, а реклама иностранной продукции. Правда журнал этот хотя и был советским, но советские люди его не читали. Потому что до конца 80-х он распространялся только в Западной Европе. Это был журнал SPUTNIK.

Обложка журнала SPUTNIK, № 3 за 1968 год.
Обложка журнала SPUTNIK, № 3 за 1968 год.

Пробежимся по рекламным объявлениям, которые давались в этом журнале.

Реклама французской туалетной воды Lentheric 12.
Реклама французской туалетной воды Lentheric 12.

Духи эти выпускались с 1965 по 1975 года. Выглядели вот так.

-3

Социалочка.

-4

Непонятно только, почему в советском журнале.

Виски «Black & White» – достойный выбор джентльмена, интересующегося СССР.
Виски «Black & White» – достойный выбор джентльмена, интересующегося СССР.

Депозит LOMBARD BANKING.

-6

Безопасный и регулярный доход читателям SPUTINK’а. Нелохо. Но вообще реклама производит впечатления набранной абы где абы как.

Опять социалка.

-7

Реклама атласа мира.

-8

Практически прообраз Google Earth.

Вот такой нарядный разворот.

-9

Ну и конечно реклама THE LENIN MAUSOLEUM. Как без этого?

-10

Вообще непонятно, что было в голове у редакции, чтобы в новогодний номер ставить материал про место хранения главного трупа СССР. И ещё такие фотографии.

То есть с одной стороны пытаются создать впечатление об СССР, как о цивильной стране. Даже рекламу импортного алкоголя помещают. А потом – бац – и ставят жуткое фото пустой площади, с бесконечной цепочкой людей, идущих, чтобы посмотреть на труп.

Ну и конечно реклама одного советского продукта, который на Западе всегда находил спрос.

Реклама водки в журнале SPITNIK (№10 за 1969 год).
Реклама водки в журнале SPITNIK (№10 за 1969 год).