Даже самый заядлый меломан время от времени выключает новый трек со словами: "Скука! Невозможно слушать!"
Многим скучной кажется классическая музыка, за исключением разве что нескольких громких хитов.
С непривычки очень скучной кажется старинная музыка, и чем древней — тем скучнее. Но и самая новая музыка тоже часто оказывается слишком скучной!
Почему так?
Что именно делает музыку скучной — или, наоборот, интересной, захватывающей, попросту настолько приятной, что её хочется слушать снова и снова?
Может быть, это тайна, скрытая в глубинной сущности музыки или нашей души?
Вовсе нет.
Секрет давно известен и очень прост.
Музыка должна быть разной и одинаковой одновременно.
Звучит как парадокс, но на самом деле ничего сложного тут нет. Возьмём простейший пример: популярную песню. В ней есть одинаковые элементы: мелодия куплета и мелодия припева. Они повторяются и легко узнаются. А разные элементы — это прежде всего тексты куплетов и само чередование куплета с припевом. Кроме того, новые куплеты и припевы часто получают новую оркестровку или даже новую гармонию — получаются вариации, то есть варианты...
Уберём один элемент разного: пусть все куплеты поются с одинаковым текстом. Скучно? Конечно, скучно!
Уберём один элемент одинакового: пусть каждый раз куплет и припев поются на разные мелодии. Скучно? Вроде бы нет... Но получается не песня, а какой-то сумбур, как будто несколько песен склеили в одну.
Иногда фрагменты песен действительно вот так склеивают и поют со сцены. Но это либо юмористическая сценка, либо калейдоскоп эпохи: например, фрагменты из военных песен, или фрагменты песен из любимых фильмов. Важный момент: все эти песни слушателям уже знакомы.
Слушать всё время разное и незнакомое очень утомительно — почти как слушать всё время одинаковое.
*
Почему кажется скучной классическая музыка?
Без специальной подготовки слушатель легко различает, что в этой музыке есть разного, но не всегда хорошо слышит одинаковое. В "популярной классике", кстати, такой проблемы нет: в этих произведениях чётко выделяются повторяющиеся мотивы.
В старинной, до-классической музыке проблема обратная. Там как раз всё кажется одинаковым и оттого унылым. Дело в том, что слушатели этой музыки были привычны к очень малым, почти незаметным для нас различиям. Пара других нот или даже одно украшение на одной ноте уже делало музыкальную фразу другой.
*
А что же новая музыка, современные треки? Всё так же, как прежде, или есть какой-то прогресс, новые проблемы, новые решения?
Новые проблемы точно есть!
Дело в том, что наша культура — визуальная. И нередко современные песни — это неотъемлемая часть композиции из музыки, текста и видеоряда. Именно видеоряд, клип или сценическое шоу, вносит разнообразие и делает музыку интересной. Убери клип — и песня станет "ни о чём".
Самый яркий отечественный пример — это, конечно, песни группы "Ленинград". Они и сами по себе зажигательные и саркастичные, это не тот случай, когда песня без клипа никуда не годится. Но клипы этих песен — полноценные короткометражные фильмы, притом великолепные.
*
А почему всё-таки одна и та же песня может казаться кому-то скучной, кому-то — прекрасной? И речь не о том, что кому-то нравится жанр, а кому-то — вообще все песни конкретного исполнителя?
Баланс разного и одинакового — всё-таки очень тонкая вещь. У слушателей может быть разный темперамент и разная скорость восприятия информации. Точно так же кто-то любит длинные книги, а кто-то их в принципе не читает.
Поэтому разнообразие самой музыки — прекрасно!
___________________________
Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!