Садитесь, мои маленькие друзья, я расскажу вам...нет, не сказку...а чудесный перфоманс "Живая сказка" из нескольких сказок, который я увидел не где-нибудь, а в Доме Шехтеля на Большой Садовой улице. Сам сказочный особняк располагает к таинственным разговорам в вечернее время при свечах, когда силы зла ещё только выбираются на поверхность, а силы добра ещё не ушли набираться сил перед следующим днём. И вот тогда, в полумраке свечей, начинается то самое вечное противостояние добра и зла, где лица участников с одной стороны подсвечены светом, а с другой тонут в тёмном омуте. Итак, слушайте, и не говорите, что не слышали...
Это было замечательно. Сказки Гофмана: "Щелкунчик", Принцесса Брамбила", "Песочный человек", Золотой горшок", вплетающиеся к стихам поэтов Серебряного века и бьющие стихами Земфиры, Петкуна, группы "Агата Кристи" вкупе с полумраком погружали в атмосферу сказочной готики. И Кай замёрз, и Соловей спев песню влюблённых умер, насадившись грудью на шип розы и подарив, тем самым чудесный цветок влюблённому. Но влюбленные таки соединили сердца и все закончилось благополучно.
Всё началось с Ансельма, влюбившемуся в Серпентину, со сказки "Золотой горшок". И эта сказка стала связующим звеном между целым сонмом историй. Сам Ансельм, который работает у архивариуса, дабы таки жениться на Серпентине выступает главным героем по всему сюжету. Он и Кай из "Снежной королеве", который внезапно стал ледяным. Он и влюблённый Студент из "Соловь и Розы" Оскара Уайльда, ради которого Соловей жертвует своей жизнью. Но, в отличии от оригинала, эта жертва не была напрасной.
Хотя нет...Всё началось ещё в своеобразном фойе, если так можно представить часть Дома Шехтеля. Уже перед спектаклем зрители начали сталкиваться с персонажами сказок, а пред самым началом Сказочница начала свой рассказ, а Ансельм, взобравшись на подоконник толкнул речь о своей несладкой судьбе. Из дверей зала, тем временем пытались вырваться герои сказки, которым было уже невтерпёж начать волшебную игру. Пришлось Сказочнице пустить всех в зал, дабы персонажи не разнесли двери и не учинили дебош.
Здесь Алиса отправляется в Зазеркалье и, внезапно, оказывается в "Королевстве кривых зеркал", где знакомится со своим отражением - Яло.
Здесь обыгран даже Гарри Поттер. Но, что более важно. тут использованы сказки Марины Цветаевой "В субботу", "Сказка Матери", "Декабрьская сказка", "Сказка о добром Джинне", "В зале". Не обошлось и без нашего всё, Александра Сергеевичаи его сказки "О спящей царевне и семи богатырях". Упомянули тут и "Настеньку" Владимира Соловьёва. Конечно, надо бы знать все представленные произведения и быть готовым к такому их переплетению в спектакле. Но и неподготовленному человеку всё понятно, настолько легко и играючи постален этот спектакль.
В какой-то момент начался бал, в котором пригласили поучаствовать зрителей и научили их танцевать полонез
Проект "Живая сказка" создан в коллаборации актёров нескольких театров. Участвуют в нём, в основном, выпускники "Щуки".
Москультура поговорила с автором и создателем проекта "Живая суббота", актёром театра и кино, Леонидом Семёновым.
_ Что побудило вас создать этот проект?
- Именно по сказкам создать проект побудило время года и то, что мы ещё не делали в рамках проекта "Живой субботы" по теме сказок какую-то историю. А сама "Живая суббота" возникла когда я выпустился из "Щуки" и мы со своими однокурсниками решили создавать что-то типа поэтических вечеров. Наш проект существует уже три года и околодвух лет мы искали формат и сейчас вышли к экспериментам на необычных площадках. Обычно "Живая суббота" проходит в барах, каких-то клубных интересных меставх и мы там делаем поэтические перформансы и композиции в формате такого театрального действа. "Живые сказки" мы выбрали потому, что очень много детских сказок с какими-то ростовыми куклами, какими-то мыльными пузырями, а нам хотелось сделать какую-то сказку для взрослых. Мы в этом плане эксперементируем: возможно ли сделать сказку для взрослых, чтобы сохранялась сказочность и, в то же время, чтобы это было как-то более осмысленно и более глубоко.
- Почему для этого перформанса выбрын особняк шехтеля?
- Особняк Шехтеля - это друзья театра "МОСТ", где я работаю и они любезно распахнули свои двери и у них тут есть собственный театр. И мы как театральный проект тоже в их афишу вписались.
- Вы разбавили сказки Гофмана другими сказками и сделали симбиоз с песнями Земфиры, Петкуна.
- Этим славится "Живая суббота". Нам интересно как Маяковский будет общаться с Земфирой, как Цветаева прозвучит с какими-то хип-хоп цветами. Мы ищем насколько это возможно и насколько это сочетается. И очень часто происходит совершенно неожиданное совпадение и, действительно, кто-то у кого-то что-то заимствует, кто-то кем-то вдохновляется. В рамках "Живой сказки" были разные эксперименты. Вот у девочек была история, связанная с зеркалами. Они взяли все сказки с зеркалами и попытались их объединить в какую-то единую историю. Мы взяли несколько сказок Гофмана, взяли всё самое интересное и соединили их. И получилась своя история. Мы постоянно экспериментируем. Нам интересна проза, нам интересны стихи, нам интересно не просто их поставить, а придать им какое-то новое звучание.
У нас сценарий создаётся таким образом: каждый актёр приносит что-то что ему интересно, давайте подумаем, как это можно соединить. Иногда что-то отпадает, а иногда что-то присоединяется.
- То есть получается, что нет одного автора, а есть группа соавторов?
- Да, здесь общий соавтор. Мы как песни берём не такие замыленные, не такие попсовые, но, в то же время известных исполнителей. И интересно, как прозвучит песня в формате сказки. Этим проект интересен и мы стараемся его развивать.
В феврале мы планируем сделать большую историю по Питеру и там будет Довлатов, Мандельштам, Бродский и современные драматурги, в том числе и Гришковец. Мы возьмём улицу Питера - Невский проспект, и посмотрим, что будет, если они соединятся.
- Это будет в Москве или в Питере?
- В Москве. Мы найдём локацию. Нам она очень важна, потому что мы хотим имитировать Невский проспект, на котором что-то происходит.
А в марте у нас будет история по книгам Гии Данелии и она будет связана с закадровой жизнью кино, стихам из кино, Шпаликову.
Мы стараемся брать то, что иногда не можем брать в театре, или не можем дождаться, когда возьмут и стараемся это делать сами. У нас пока нет режиссёра. Мы будем рады если они к нам присоединятся. Пока мы сами себе режиссёры, сами себе сценаристы.Такое актёрское хулиганство.
Фото: Михаил Брацило/Москультура
Понравилось? Поддержите самый культурный канал лайком и подписывайтесь на него. Здесь только эксклюзивы.