Найти тему
Наш край

Интеллигенция Гомельщины в антифашистской борьбе (1941-1944 гг.)

Так сложилось исторически, что Беларуси пришлось пройти че­рез кошмар оккупации, нацистского геноцида. Фашисты совершили на белорусской земле чудовищные злодеяния, оставили после себя страшный, кровавый след.

Чувство патриотизма, необходимость защитить родную землю от иноземного завоевателя в оккупированной Беларуси подняли на борьбу широкие массы людей. С первых месяцев оккупации захват­чики столкнулись с активным сопротивлением немалой части насе­ления — партизанским движением, подпольной борьбой, саботажем. Уже в 1941 г. в Беларуси действовали десятки партизанских отрядов и групп, всего же в период оккупации на белорусской земле, как из­вестно, сражалось 213 партизанских бригад и 258 отдельных отря­дов. В их рядах насчитывалось свыше 370 тыс. человек. Местное на­селение составляло среди них около 90 %, остальные были военно­служащими, оставшимися в силу ряда причин на оккупированной территории. Народными мстителями, как свидетельствуют архивные данные, стали представители разных социальных групп населения республики: на долю крестьян в составе партизанских формирований припадало свыше 39 %, рабочих — более 17, интеллигенции и служа­щих — свыше 20, учащихся — 12 %. На десятки тысяч шёл счёт во­шедших в состав антифашистских подпольных организаций, воз­никших в большом количестве населенных пунктов Беларуси. Как свидетельствуют подсчёты исследователей, нелегальные патриоти­ческие комитеты и организации пополняли представители различных слоев народа.

О том, что с оккупантами активно, самоотверженно боролись вы­ходцы из самых разных социальных слоев населения, свидетельствует и анализ состава партизан и подпольщиков Беларуси, которым было при­своено почётное звание Героя Советского Союза. Среди них крестьяне A.С. Азончик, Ф. И. Ковалёв, Э. В. Лавринович, М. Ф. Сильницкий, рабочие Е. С. Зенькова, Ф. П. Котченко, Ф. Я. Кухарев, П. Г. Лопатин, учащиеся М. И. Казей, Л. Д. Лорченко, А. С. Лукашевич, Н. В. Троян, профессор-медик Е. В. Клумов, педагогические работники и пре­подаватели Т. С. Мариненко, А. И. Масловская, П. М. Машеров, М. Б. Осипова, В. А. Парахневич, В. А. Хомченовский, журналист B. С. Омельянюк, инженерно-технические работники Т. С. Бородин, К. С. Заслонов, И. П. Казинец, Ф. А. Малышев и другие представите­ли белорусского народа.

Патриоты, вступившие в беспощадную борьбу с оккупантами, в подавляющем большинстве по своей умонастроенности, мировоззре­нию были советскими людьми, глубоко убеждёнными в том, что за­щищают не только родную землю, Отечество, но и новое общество, как они считали, — общество социальной справедливости, равенства и больших возможностей для всех. Несмотря на противоречия и сложности советского общественного развития, у многих жителей Беларуси к началу войны выработалось чувство принадлежности к великой единой стране — СССР, очень многие прочно вросли в совет­скую систему, с большей или меньшей степенью искренности верили в социализм, социалистическую идею и поднялись сражаться и за неё, и за родную землю, порабощаемую врагом. Большое число лю­дей, несмотря на всю неоднозначность советского пути, верили в новое будущее Беларуси в составе СССР, в её прогресс и шли от­стаивать эти возможности. Такие тенденции и настроения замеча­лись даже оккупантами, были оценены ими. Немецкий генеральный комиссар оккупированной Беларуси В. Кубе, в частности, перед кру­гом доверенных лиц на этот счёт высказался следующим образом: «Когда мы появились здесь в августе 1941 г., мы должны были осоз­нать, что всё то, что говорили о Белоруссии, не соответствует дейст­вительности… Фактом является то, что этот народ за 25 лет, с 1917 по 1941 год, сделал всё же весьма значительный шаг вперёд» [1]. Как видим, захватчики стремились понять, почему и за что сражаются непокорённые.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене и будете в курсе новых публикаций и исследований!

Лучшая, ведущая часть советского общества в революционные и послереволюционные годы (в том числе в очень непростые, крайне противоречивые 20-30-е годы XX века), по меткому выражению од­ного из публицистов, “вздыхала по высоким идеалам”. Советская система образования, школы, вузы, армейская служба, средства мас­совой информации сумели привить десяткам миллионов людей своё, особое мироощущение. Президент Академии военных наук России начала XXI века генерал армии М. А. Гареев, молодость которого пришлась на военные годы, в интервью газете «Советская Белорус­сия» 5 мая 2004 г., затрагивая эту проблему и говоря о самоотвер­женности, храбрости, стремлении честно выполнить свой долг ог­ромного количества лиц, включившихся в противостояние фашист­ской агрессии, акцентировал: «На войне для подобной стойкости нужна большая духовная, нравственная сила армии и всего народа. Это, безусловно, стало результатом замечательного патриотического воспитания, которое нам дали советская школа и Красная Армия. Сейчас у так называемых неолибералов в моде охаивать всё совет­ское. Но ведь при любом отношении к социализму невозможно оп­ровергнуть тот факт, что он не провозглашал национальной исклю­чительности, не ставил соседние народы рангом ниже, не взывал к тёмным инстинктам крови».

Молодёжь (а ведь именно она, по свидетельству маршала Г.К. Жу­кова, принесла главную жертву в Великой Отечественной войне), воспитанная советской системой за два предвоенные десятилетия, органично воспринимала СССР своей Родиной, страной, строящей новое, передовое общество, в своём большинстве верила в очерчен­ные идеалы, социальные ориентиры. Советский патриотизм конца 30-х — середины 40-х годов XX в. был не мифом, а действительным, реальным фактором тогдашнего времени, очень важным составляю­щим элементом мироощущения, настроенности души многих людей. В военное время именно советский патриотизм как реальная, могу­чая движущая сила явил миру невиданные ранее примеры массового героизма. В этой связи характерно высказывание с другой стороны противостояния: в 1942 г. в одной из своих статей белоэмигрантская газета «Русское слово» подчеркивала, что советская школа настолько хорошо внедряет в сознание молодёжи идеи нового общества, что «их можно выбить только вместе с жизнью» [2. — Ф. 7474. — Oп. 1. — Д. 15. — Л. 3]. Именно такой в своём большинстве была и новая, мо­лодая интеллигенция СССР (в том числе и интеллигенция Беларуси), принявшая активное участие в борьбе с германским нацизмом.

К началу фашистской агрессии интеллигенция БССР была сфор­мирована на советской основе, прошла в 20-30-е годы XX в. доволь­но сложный, противоречивый путь, помимо прочего испытала на себе в определённой части и репрессивную политику государствен­ных структур. Есть различные взгляды на сущность советской власти, большевизма, однако факт налицо: именно в два предвоенных десяти­летия в Беларуси стало распространённым массовое образование, здесь были открыты более 30 вузов, Академия наук, театры, много других культурных учреждений, была создана многочисленная новая интелли­генция, сформированы её профессиональные отряды.

Численность интеллигенции БССР определялась на январь 1939 г. более чем в 150 тыс. человек. В 1939-1941 гг. эта цифра значительно увеличилась, в том числе за счёт ускоренной подготовки кадров в воссоединённых западных областях Беларуси.

Дети рабочих, крестьян, люди из низов получили шанс и жадно рванулись к знаниям, образованию, возможности подняться на более высокие ступени общества. При всех сложностях тогдашней жизни сформировался новый и достаточно широкий слой работников ква­лифицированного умственного труда: на январь 1941 г. только ди­пломированных специалистов в республике насчитывалось свыше 87 тыс. человек [3, с. 10, 11].

Многотысячным был и отряд специалистов, трудившихся перед началом Великой Отечественной войны на территории нынешней Гомельщины (тогда эти местности были включены в состав Гомель­ской и Полесской областей).

Нацистская политика геноцида в захваченной германскими вой­сками Беларуси непосредственно касалась и образованных кадров, интеллигенции. Известно высказывание Гитлера: «Интеллигенцию, которую создал Сталин, следует уничтожить». Генеральный план «Ост» предусматривал полное уничтожение «коммунистической ин­теллигенции». От рук фашистов, реализовывавших такие установки, погибли многие тысячи учителей, инженерно-технических работни­ков, медиков, других специалистов. Применительно к Гомельщине это красноречиво иллюстрирует сводка Совинформбюро за 24 декаб­ря 1943 г.: «Немецко-фашистские мерзавцы… только в поселке Хойники расстреляли свыше 500 советских граждан… Немцы особенно охотились за представителями белорусской интеллигенции. От рук фашистских палачей погибло много учителей, работников культуры и советских служащих» [4, с. 302].

Исторической истины ради следует сказать и о другом, в частно­сти, о проблеме «интеллигенция и коллаборация». Однако это специ­альная тема, находящаяся за рамками этого доклада.

Сегодня мы будем говорить об ином — об участии интеллигенции в борьбе против оккупантов, о её вкладе в антифашистское Сопро­тивление. Конечно, с опорой на материалы Гомельщины.

Огромен вклад интеллигенции, лиц с образованием, знаниями (в том числе и политическими) в организацию партизанской и под­польной борьбы в оккупированных врагом регионах. Далее будут приведены прямые фактические данные, свидетельствующие об этом. Но пока остановимся на данных косвенных. Интересный факт: из общего числа (87) Героев Советского Союза, белорусских парти­зан и Подпольщиков, 42 таких звания приходится на представителей интеллигенции! Как это понять? Что интеллигенция в период окку­пации проявила себя в противостоянии с врагом более героически, чем крестьянство или рабочие? Нет, конечно. Ситуация объясняется тем, что такое высокое звание люди получали и за героические де­ла, достижения в боях, и за организаторские заслуги, работу по раз­вёртыванию антифашистского сопротивления, по руководству борь­бой. У представителей того же крестьянства, рабочей прослойки попонятным причинам возможностей проявить себя в последнем (в ор­ганизации) было не столько, сколько у людей с образованием, специ­альными знаниями, опытом руководящей работы и членством в Компартии.

Так, первыми из партизан СССР звание Героя Советского Союза получили управленцы из местных государственно-хозяйственных структур Полесской области Т. П. Бумажков и Ф. И. Павловский, как за личный героизм, так и за организацию партизанской борьбы в об­ласти, за руководство этой борьбой.

В целом роль представителей интеллигенции в руководстве со­ветским подпольем, партизанским движением весьма значительна. Есть цифры на этот счет, полученные в результате тщательных под­счетов при изучении архивных и иных источников. Касательно Го­мельщины некоторые эти цифры таковы: только управленцы, руко­водящие работники партийно-государственного аппарата составили в Гомельской области 91 % и в Полесской области 85 % от общего числа секретарей подпольных райкомов Компартии Беларуси — ве­дущих антифашистских центров (ведь партия у нас в стране тогда была одна, и именно её структурные подразделения и элементы в условиях вражеской оккупации были единственной серьёзной орга­низующей политической силой). И речь нужно вести не только об управленцах, руководящих работниках госструктур. Например, учи­теля с партийными и комсомольскими билетами в Полесской облас­ти (Мозырщина) составили около 33 % от общего числа секретарей подпольных райкомов комсомола. Подчеркну: только одни лишь учителя.

Продолжение читайте на Краеведческом сайте Гомеля и Гомельщины.