О значении Северного морского пути для международной торговли было известно давно. Русские путешественники в 19 веке штурмовали ледяные поля Северного ледовитого океана и изучали Арктику. В советское время исследования стали проводить регулярно. Были созданы уникальные атомные ледоколы: "Ленин", "Россия", "Советский Союз". Путь через северные моря, в обход континента всегда был альтернативой движению через Суэцкий канал, Индийский и Тихий океаны.
Северный морской путь позволяет быстрее добраться из Европы в страны Тихоокеанского региона.
Доставка нефти из Мурманска в Японию:
– через Суэцкий канал: 12291 миль \ 37 дней,
– через СМП: 6010 миль \ 18 дней;
В два раза быстрее!
Доставка грузов из Роттердама в порты Азии (Япония, Республика Корея, Китай):
– через Суэцкий канал: в среднем 10600 миль \ 33 дня,
– через СМП: 7610 миль \ 23 дня;
На 10 дней быстрее!
Суэц более популярен, чем СМП. Почему?
В первую очередь потому, что в СССР он использовался для нужд страны и попытки коммерциализировать СМП, пустив туда иностранные суда, не предпринимались. Сейчас иностранным перевозчикам открыт доступ на Севморпуть в сопровождении наших ледоколов.
СМП по многим параметрам выигрывает у пути через Индийский и Тихий океаны:
– Отсутствует угроза пиратства, такого как в Аденском заливе и Красном море.
– Отсутствуют ограничения по габаритам, как для судов проходящих через Суэцкий канал (иногда перевозчикам даже приходится перегружать контейнеры с больших сухогрузов на менее крупные суда).
– Меньше расстояние, а значит меньше затраты на топливо и меньше сроки доставки грузов.
– Ниже расходы на проход и проводку судов.
Но есть у СМП и существенные недостатки:
– Из-за сложной ледовой остановки выше требования к оснащенности судов. Не все сухогрузы смогут пройти по СМП.
– Инфраструктура СМП требует развития, чтобы полностью соответствовать требованиям перевозчиков.
Что делать?
В перспективе Севморпуть вполне способен составить конкуренцию всем альтернативным транспортным маршрутам.
Чтобы обеспечивать круглогодичное движение по Севморпути необходим мощный ледокольный флот. Сегодня во льдах работают атомоходы «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр», «Вайгач». В ближайшие годы к ним добавятся «Арктика», «Сибирь», «Урал», строящиеся в Санкт-Петербурге на верфях Балтийского завода.
Конструкторское бюро "Айсберг" смотрит в будущее и уже сегодня создает проекты следующего — после проекта 22220 («Арктика») — поколения ледоколов. Пока они представлены в виде концепта арктических атомоходов типа «Лидер».