Торговая война между США и Китаем переросла в войну технологий, приведя к «турбулентной международной ситуации» для председателя Си Цзиньпина, поскольку стала резко нарастать критика внутри страны проводимой им политики по технологическим вопросам. Управление рисками – это новая модная фраза, эхом разносящаяся по коридорам власти в Пекине. В конце четырехдневной учебной сессии ведущие кадры Коммунистической партии со всего Китая были проинформированы о предстоящей «жесткой битве». «Чиновники должны сделать все возможное, чтобы на высоком уровне была выполнена работа по предотвращению крупных рисков», – сказал во время своего заключительного выступления гуру идеологии КПК Ван Хунин, – «В конечном итоге потребуется подумать о наихудшем сценарии, и вы должны подготовиться к нему». Его комментарии на идеологическом форуме (ideological talkfest) в Пекине подкрепили вступительную речь председателя КНР Си Цзиньпина об опасности «финансовых рисков» и выпадения из торговой войны с США.
Переговоры в Вашингтоне возобновились, когда вице-премьер Лю Хэ отправился на встречу с министром финансов США Стивеном Мнучиным и торговым представителем Робертом Лайтхайзером в конце января, но перспективы всеобъемлющего соглашения отступили после того, как министр торговли США Уилбур Росс подчеркнул, что обе стороны находятся еще «мили и мили» от достижения соглашения. Важнейшие проблемы связаны с правами интеллектуальной собственности в технологическом секторе, кибербезопасностью и крупными государственными субсидиями в целом ряде отраслей.
План «Сделано в Китае 2025», который направлен на превращение второй по величине экономики мира в крупного технологического игрока, является еще одним ключевым вопросом. «Перед лицом турбулентной международной ситуации, сложной и чувствительной среды и трудных задач реформ ... мы должны быть очень бдительными», – сказал Си Цзиньпин, ссылаясь на рост напряженности в отношениях с администрацией президента США Дональда Трампа. Подготовка чиновников к экономическому кризису просто подчеркивает глубину замедления роста и влияние новых тарифов на китайский импорт, стоимостью 250 миллиардов долларов, в США.
Модель с поддержкой состояния экономики. Тем не менее, маловероятно, что Пекин изменит свою государственную модель поддержки экрнрмики или уступит позиции, когда дело дойдет до перехода на передовые технологии, такие как искусственный интеллект (ИИ), робототехника, сети 5 и даже 6G, а также «Интернет вещей» и «Фабрики будущего». Си Цзиньпин дал это понять в многочисленных выступлениях, и это было подтверждено вице-президентом Ван Цишанем на Всемирном экономическом форуме в швейцарском горнолыжном курорте Давосе. «Необходимо уважать национальный суверенитет и воздерживаться от стремления к технологической гегемонии, вмешательства во внутренние дела других стран или защиты деятельности, основанной на технологиях, которая подрывает национальную безопасность других стран», – сказал Ван в своих замечаниях, которые нашли бы отклик и в Вашингтоне, – «Мы должны уважать сделанный странами независимый выбор модели управления технологиями и государственной политики, и их право участвовать в глобальной системе управления технологиями на равных условиях».
Но торговая война это война технологий. В прошлом году она стала яблоком раздора не только с США, но и с Европейским Союзом, крупнейшим торговым блоком в мире. В декабре Huawei явилась последним китайским телекоммуникационным конгломератом, на который были нацелены усилия этих стран после того, как его внутренний конкурент ZTE оказался почти свернут. Компании ZTE было отказано в доступе к ключевым компонентам США из-за нарушения соглашения о санкциях в отношении Ирана. И она оказалась на грани краха, прежде чем запрет был снят. Что же касается Huawei, то Мэн Ваньчжоу, главный финансовый директор и дочь основателя миллиардера Рен Чжэнфэя, теперь, после ареста в Канаде, сталкивается с перспективой экстрадиции в США по аналогичным обвинениям в нарушении санкций, введенных в отношении Ирана.
Флагманская группа. Ведущая группа компаний, связанная с программой «Сделано в Китае 2025» также была названа угрозой кибербезопасности из-за предполагаемых связей с Пекином. Обвинения, которые были опровергнуты Huawei. Тем не менее, Джеймс Эндрю Льюис, старший вице-президент Центра стратегических и международных исследований, конкретизировал проблемы с американской точки зрения, сказав, что «Китай является технологическим соперником такого рода, которого у США никогда не было раньше». В своей статье на веб-сайте вашингтонского аналитического центра он подчеркивает: – «Передача технологий была проблемой с момента открытия Китая в 1979 году. Первоначальная политика США предполагала двустороннее сотрудничество. США поставляли военную технику (например, вертолеты Blackhawk и управляемые артиллерийские снаряды Copperhead) и позволяли Китаю запускать американские коммерческие спутники. Сотрудничество в области безопасности основывалось на присутствии общего противника – Советского Союза. Коммерческое сотрудничество строилось на вере в то, что Китай станет рыночной демократией и что двусторонние отношения будут дружественными. Независимо от обоснованности этих предположений, с восхождением Си Цзиньпина они больше не действительны».
Другие голоса были такими же громкими. Миллиардер-филантроп Джордж Сорос, который построил свое состояние на Уолл-Стрит, выступил в Давосе с резкой атакой на политику Пекина. «В прошлом году я все еще считал, что Китай должен быть более глубоко внедрен в институты глобального управления, но с тех пор поведение Си Цзиньпина изменило мое мнение», – сказал он, – «Мое нынешнее мнение заключается в том, что вместо того, чтобы вести торговую войну практически со всем миром, США должны сосредоточиться на Китае. Вместо того, чтобы позволить ZTE и Huawei слегка пошатнуться, необходимо расправиться с ними. Если бы эти компании стали доминировать на рынке 5G, они представляли бы неприемлемый риск для безопасности всего остального мира». Исходя из позиций, занятых администрацией Д. Трампа и американскими компаниями в ходе торговой войны с Китаем, западные эксперты пришли к мнению, что для верхних эшелонов КПК риск в управлении экономикой при эскалации технологических войн будет только увеличиваться и в скором времени станет на порядок выше нынешнего уровня.