Храм Иоанна Предтечи в Дьяково – одно из самых спорных произведений русской архитектуры.
Форма его завершения и план не дают спать десяткам исследователей, часть из которых уверены, что нынешний купол – это позднее изменение.
А в оригинале, по их мнению, храм завершался шатром. Смотрите - это знаменитая реконструкция храма в Дьяково уже известного нам профессора Михаила Кудрявцева (недавно мы рассматривали его чудесные акварели – романтические реконструкции средневековой Москвы).
Я считаю, что изначально храм был все же купольным, но сегодня храм Иоанна Предтечи в Дьяково занимает свое законное место в рубрике #шатрыросии .
И логика очень проста: самый знаменитый шатер России, храм Василия Блаженного, о котором мы поговорим совсем скоро – это образец соединения двух сложных инженерных решений. Первое – это собственно шатер, прямой родственник русской деревянной архитектуры.
А второе – это так называемая «столпность»: храм в Дьяково – это группа из пяти «столпов» - изолированных храмов, у каждого из которых свой алтарь и отдельный вход. Как появились на Руси храмы такого типа – тоже интересная история, и Дьяковский храм – один из первых, по сути, родоначальник такой традиции.
Главный, центральный храм-столп, посвященный усекновению главы Иоанна Предтечи, ровно в два раза больше остальных четырех, симметрично расположенных вокруг него.
Итак, храм Иоанна Предтечи в подмосковном Дьяково. Одно время считался творением Бармы и Постника, мифических строителей Покрова-на-Рву. Точные даты строительства неизвестны, самая распространенная датировка окончания строительства – 1555 – 1557 гг.
Придельные храмы имеют свои посвящения: Зачатия праведной Анны, Зачатия Иоанна Предтечи, Двенадцати Апостолов и Московских святителей – Петра, Алексия и Ионы. Эти столпы – приделы соединены между собой галереями, и одной гранью примыкают к центральному.
Посмотрите на чудесную «колокольню»: это не отдельное помещение с ярусом звона, а сложный извод знакомых нам по Новгородскому зодчеству звонниц, надстроек над основными помещениями.
Кроме «столпности» в плане, есть еще одна деталь, которая ставит в тупик всех без исключения исследователей.
Зачем, для чего, по какому образцу барабан центрального купола оформлен полуцилиндрами? Они напоминают половинки колонн, и изнутри – полые – смотрите фото. Непонятно, необычно и странно-красиво, позвольте так выразиться.
А ряды треугольных кокошников вовсе заставили некоторых исследователей предположить готические истоки этого храма..
В общем, уже почти 200 лет идут споры, а нам, как и некоторым художникам, можно просто насладиться обликом этого действительно необычного храма!
Кстати, как вам больше нравится – шатер или купол?
P.S. Было интересно? Поблагодари автора лайком и подпиской на канал!
Хороших дорог и чистого неба, друзья!