Итак, в первых двух частях, ссылки на которые вы найдете ниже или в конце статьи, мы успели разобраться в том, кого считать зависимым от игр, а кого нет. Нашли способ поиска проблем (совершенно уникальный), ну а теперь настало время озвучить эти самые типовые проблемы.
Ссылки на первые части. Прочти, а то не поймешь ничего. ЧАСТЬ 1 | ЧАСТЬ 2
Ладно, поехали!
Причина первая. Травля в коллективе.
Это основная причина приводящая людей школьного возраста к проблеме игровой зависимости. Школьные классы относительно закрытый тип коллектива, а дети пока не имеют слишком обширного круга общения, чтобы получить объективное представление об окружающем мире. Всё таки институт, техникумы и колледжи, а также офисные коллективы намного свободнее в плане личностного пространства, да и возраст начинает влиять гораздо значительней.
Нахождение в стенах школы занимает у детей до 70% времени. Постоянная замкнутость пространства, агрессивные учителя, работающие по 40 лет и исчерпавшие свой ресурс стрессоустойчивости ещё в 90-ые не добавляют радужности картины. Прибавьте ко всему этому безумную, животную жестокость детей, которые в своём стремлении к травле слабых или выделяющихся из коллектива, способны пойти на любые методы. Из достоверных источников я как-то узнал, что в одной из местных школ моего крупного города N-ска, АУЕшнутые подростки совершили акт сексуального насилия над своим одноклассником только за то, что им не понравилось изображение мультипликационных героев на дневнике пострадавшего!
Я думаю, вполне очевидно, что дети, "варящиеся" в подобном котле ужасов вынуждены искать отдушину в видео-играх, чьи виртуальные миры, даже самые мрачные и неприветливые, намного приятнее, чем реальная школа.
Причина вторая. Сложность в достижениях результата и неочевидность выгоды.
Эта проблема "подкашивает" и взрослых, и детей заставляя сутками просиживать за монитором. Сложные уроки, дурацкие задачи от начальства, проекты, доклады отчёты... скажем прямо - реальная жизнь соткана из унылых и нудных действий, которые надо выполнить идеально, чтобы получить хотя бы какой-то результат. То ли дело игровые вселенные - убил 20 кабанов, получил новый уровень, пошёл и убил 3-х троллей, потом прикончил дракона, ну, а там и до спасения мира рукой подать. В виртуальном пространстве мы завоёвываем галактики, строим города-крепости, возрождаем погибшие миры или уничтожаем существующие. В реальной жизни мы делаем ненавистный годовой отчёт, чтобы заработать себе на еду, убираем квартиру, дабы не утонуть в грязи или выполняем унылое домашнее задание. Да, обычному обывателю последнее кажется нормальным в отличии от первого, но он, вероятно, просто не успел втянуться в игровой процесс какой-нибудь игры. Итог: реальная жизнь - 0, виртуальные миры - 1.
Причина третья. Недостаток общения.
Пожалуй самая серьёзная причина, которая вытягивает людей из реального мира, на поля виртуальных битв. Вспомните, как давно вы виделись со своими друзьями? Если ваш ответ предполагает период до 1 месяца, то вы - счастливый человек и это всё не относится к вам. И вообще, что вы делаете на Дзене?! Идите, общайтесь в реальном мире. Если же ответ: "нууу, год назад мы с ними созванивались на Рождество", то поздравляю - вы потенциальная "жертва" игровой зависимости. А может быть у вас совсем нет друзей? Тогда милости просим в один из тысяч онлайн проектов. Там полно людей, которые будут с радостью с вами дружить. Это такие же люди, как и вы, со схожими привычками, интересами, интеллектуальным развитием. Вы поладите - и это хорошо. Но всё же, если вы решитесь посвятить этой дружбе все своё время, не выйдет ли так, что однажды очнувшись от виртуального трипа вы обнаружите вокруг себя пустоту? Дружба в онлайне - это круто, и да - это отличный аналог традиционных межличностных отношений, но только в том случае, если в дальнейшем вы сможете вынести эту дружбу в реальный мир. Если же нет, то эти "друзья из сети" ничем не лучше тех, кто вспоминает о нас тогда, когда мы им нужны.
Причина четвёртая. Проблемы в семье.
Нас могут бить и притеснять в школе/ВУЗ`е/офисе (если вас бьют в офисе уходите оттуда, серьёзно). Мы можем ненавидеть то, что мы делаем. У нас не может быть ни одного друга, НО... если в семье происходит серьёзный конфликт, то в этом случае никто не застрахован от приобретения каких- либо зависимостей. Когда у нас "отнимают последнюю защищенную гавань" в этой жизни, то дальнейшее "плаванье" становится невозможным. Нам негде восполнить "запас психической прочности". Придя домой, в надежде перевести дух, мы оказываемся в новой зоне конфликта. Алкоголизм, неурядицы на работе у близких, просто плохое настроение, которое на нас хотят сорвать родные - все эти факторы, в совокупности с множеством других, перечислять которые я не буду, дают свой эффект. Человек просто предпочитает уйти от проблем в виртуальный мир. Там просто, там легко, там нет родственников, которые причиняют боль своими действиями.
В следующий раз, когда вы пойдете орать на своего сына, мужа, жену, сестру или брата из-за того, что он сутками сидит за компьютером/игровой приставкой подумайте - может быть причина в вас? Может вы не настолько идеальны, как думаете? Может быть пора перестать накидываться пивом "в сопли", по пятницам, после чего стоять у стола игромана пытаясь доказать ему, какое он ничтожество? Это очень глубокий вопрос, явно не в рамках этой статьи. Возможно, я вернусь к этой теме чуть позже. А пока переходим к последней "типовой" причине.
Причина пятая. Отсутствие возможности к самореализации и любви к реальному "Я".
Эта причина подобна квинтэссенции из элементов первых четырёх, но всё же достойна выведения в отдельный пункт. Те, кто смотрел фильмы «Первому игроку приготовится» и «Аватар» должны сейчас понять к чему я веду. Сюда можно было бы прицепить вторую причину, но "рутина серых будней" есть и в играх. А вот чего нет в реальной жизни, так это возможности в любой момент отправится в самые удивительные уголки мира, полетать на вертолёте или прыгнуть с парашютом. Мы ограничены нашим бюджетом. Какая уж тут возможность к подобной самореализации.
Большинство виртуальных миров предполагают, что мы будем отыгрывать роль героя, антигероя или злодея, способного совершать невероятные, для простых смертных, вещи. Виртуальные миры изобилуют красивыми девушками, накаченными парнями, идеальными формами всего и вся. Крутость и пафос по ту сторону прямо противоположна нам, реальным людям. Многие из нас и выглядят далеко не фантастически, да и не могут поступить также круто как наш виртуальный герой. Мы реальные, стали "хуже" своих виртуальных аватаров. И поэтому нам хочется быть в том мире как можно дольше.
В реальной жизни, чтобы стать немного близким к идеалу, нужно потратить годы. Виртуальная реальность даёт нам все карты в руки. И это подкупает. И взрослых, и детей.
Подводя итоги.
Я назвал только пять наиболее распространённых и обобщенных причин. Каждая ситуация индивидуальна, поэтому "грести" всех под один шаблон я не советую. Общайтесь с вашим "игроманом". Проявите свою заинтересованность и выясните, почему реальный мир стал для него отвратительным. А после начните решать его проблему. Как?
В следующей части я обязательно расскажу о путях решения этих проблем, а пока можете ознакомиться с первыми двумя частями, если ещё не успели
А я пошёл играть с Меган Фокс в Mortal Combat. До скорых встреч!