Смерть Чарльза перед Банкетным Домом в Уайтхолле в чрезвычайно холодный день превратила его из невыносимого короля в королевского мученика. Покорное отношение к эшафоту было увековечено в следующем году поэтом Эндрю Марвеллом. В «Горацианской оде на возвращении Кромвеля в Ирландию» Марвелл противопоставил манеру Чарльза тому, что он изобразил как мстительное притворство пуританских солдат, когда они «хлопали в ладоши» после смерти короля.
В день похорон Чарльза в Виндзоре, 9 февраля, была опубликована книга с подзаголовком « Портрет его священного величества в его одиночестве и страданиях». Опираясь на частные описания короля, она имел огромные продажи. Даже рука Джона Мильтона, британского поэта, приветствующего казнь Карла 1, не смогла повлиять на сочувствие британцев Чарльзу.
Как произошло убийство? Депутаты, которые воевали с Чарльзом в 1642 году, утверждали, что борются не за парламент против короля, а «за короля и парламент». Они боролись не против царственного величия, а против его извращения. Они пытались обвинить в попрание свободы человека и существования парламента не самого короля, а на злых советников, которые, по их утверждению, умышленно дезинформировали его.
И все же войны, когда-то начавшиеся, должны быть выиграны. Армия нового образца, состоящая из сторонников парламента,созданная в 1645 году по инициативе О. Кромвеля, чтобы положить конец резне. Достигла революционных целей как в политике, так и в религии. Решающим событием для нее стала Вторая гражданская война, которая велась в 1648 году. Она была сосредоточена на вторжении шотландской армии, с лидерами которой Чарльз сговаривался, даже когда вел переговоры о его восстановлении английским парламентом.
В 1647 году Оливер Кромвель и его союзник и зять Генри Айртон провели с королем свои собственные переговоры. Теперь они пришли к выводу, что из-за врожденной двуличности Чарльза, не могло быть прочного мира, пока он будет жив.
Они не доверяли и парламенту. Депутаты были готовы присоединиться к королю, чтобы сокрушить религиозную сектантство среди войск, которое Кромвель, руководящим принципом которого была свобода совести, был полон решимости защищать.
За восстаниями роялистов, приверженцев монарха во время второй гражданской войны армия увидела тревожный знак, который может объединить короля и парламент против армии нового образца, что приведет к падению Кромвеля с союзниками.
Угнетенные гневом и чувством предательства, которые были внушены солдатам, в армии возникло все более острое чувство божественно назначенной миссии. Успех армии Кромвеля предзнаименовался, как средство, выбранное Богом, чтобы свергнуть царя, которого солдаты сравнивали с тиранами Ветхого Завета. В декабре 1648 года армия прошла к Лондону.
Тем не менее, убийство Карла I было для них огромным риском. Мало того, что это оттолкнуло бы большую часть английского народа, но Чарльз был также Королем Шотландии и Королем Ирландии. Кромвель с союзниками вели дерзкие и чрезвычайно дорогостоящие кампании, в которых Кромвель покорил соседние страны.
Большинство в армии нового образца не были республиканцами. Они верили в королевство, с конституционно ограниченными полномочиями. Обвиняя Чарльза в измене, они обвиняли его как человека, который объявил войну своему народу и пролил их кровь, но также и в том, что он нарушил границы своей законной власти. Однако, как только они убрали короля, они не увидели альтернативы самой монархии.
Поскольку Палата лордов не будет больше вершить суд над королем, ее тоже нужно было ликвидировать. Палату общин,они видели, как единственный остаток древней конституции, единственного претендента на суверенную власть, которой она обладала в тени армии.
Последующие 11 лет правления без королей привели к серии импровизированных конституционных экспериментов, ни один из которых не имел заручился поддержкой нации. Все они были уничтожены самой же армией, созданными ею режимами. Общественное мнение научилось придерживаться принципа, согласно которому тиранов следует свергать.
Восстановление Карла II в 1660 году было встречено народной радостью, которая выявила широкую ненависть к пуританскому правлению.
Восстановленная монархия пользовалась этим чувством и поддерживала его. Подписавшие смертный приговор Карла I, были казнены в Чаринг-Кроссе или Тайберне. Труп Кромвеля был вынесен из Вестминстерского аббатства и подвергнут на шесте публичной насмешке. Дата 30 января была назначена для вечного плача в календаре англиканской церкви, которая требовала, чтобы общины признавали милость Бога в освобождении земли 'от богопротивного восстания, узурпации и тирании нечестивых и жестоких людей и от былых заблуждений и последующее за этим разрушение ». В каждой церкви служитель должен был либо читать официальные проповеди против непослушания королям.
В конце 17-го века Тори, приверженники консерватизма превратили 30 января в то, что их враги называли «общим безумным днем», на котором были изгнаны крамольные учения.
Проповеди, напоминающие о казни Чарльза, будут вызывать ежегодное волнение и споры вплоть до 18-го века, а обвинения в убийстве церквей будут существовать в литургии Церкви до 19-го. Великие битвы Тори и Виги, а затем Тори и Либералов напомнили днях о Гражданской войны.
Смертный приговор Карлу I.
И все же в партии вигов были смелые духи, которые ответили Тори. В 1690-х годах Джон Толанд и другие изображали свержение Иакова II в 1688 году как упущенную возможность восстановить принципы парламентаризма 1649 года. В середине 18-го века о убийстве Карла писал Томас Холлис, который отмечал казнь как « это знаменитое правосудие, в котором «у нас есть великая причина радоваться». Он финансировал публикации книг и экспортировал их по всему миру. Он также отправил их в Америку, где они могли оказать более глубокое влияние, чем в Англии.
Усилия Холлиса были усилены вступлением в 1760 году Георга III, который в первые годы его правления был широко известен как еще один Карл I в процессе становления. Стронники убийства восхищались мужеством цареубийц за то, что они с такой опасностью для себя утверждали принцип ответственности правителей перед своими подданными и привлечения тирана к ответственности.
Целью Толанда, Холлиса и их последователей было отвоевать оправданность убийства от клеветы тори. Они сравнивали их с героями древнего Рима, особенно Брутом и Кассием, убийцами Юлия Цезаря. Но была разница. Убийцы Карла I, как они сами объявили, не прибегали к беззаконию. Они судили короля в открытом дворе, где, как они полагали, привлекли его к ответственности за его правление.
Призывы вигов провалились. Даже в 19 веке казнь Карла I оставалась тревожным воспоминанием. Это не удобно даже сейчас. Смерть короля и создание республики вызвали стойкое недоверие к радикальным институциональным изменениям.