Русский художник Василий Владимирович Пукирев — один из малоизвестных в наши дни художников. Его жизненный путь полон взлётов, падений, противоречий, поисков творческого совершенства. Оставленное им наследие подобно его жизни: знаменитые работы сочетаются с «недотягивающими до художественного уровня». В кавычки мы поместили мнение некоторых его критиков, сыгравшее потом свою роль в судьбе художника.
Василий Пукирев родился в Тульской губернии зимним декабрьским утром сто девяносто два года назад в крестьянской семье. Получив в родных местах только начальное образование, оказался в Могилевской губернии учеником иконописца. Познания и навыки в иконописи, полученные в юности окажут в дальнейшем значительное влияние на всё творчество живописца.
В пятнадцать лет, благодаря случайному стечению обстоятельств, Пукирев оказывается слушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Это учебное заведение выпустило немало мастеров изящных искусств. Оно на равных состязалось с Академией, а выпускники имели тот же статус. В эти годы и в Академии, и в упомянутом училище усилиями многих меценатов и государственных деятелей осуществлялся патронаж талантливых людей из небогатых слоёв общества. Но Московское училище, изначально образованное, в том числе и для такой цели, прилагало значительно больше усилий в этом направлении. Напомним, в Европе тот период многие и по сей день называют эпохой Просвещения. Не отставала и Россия.
В училище юноша демонстрировал незаурядные успехи. Уже на третьем году обучения Пукирев получил степень учителя рисования в гимназиях. Это был важный момент в его биографии: статус позволял иметь стабильный, хотя и небольшой заработок, ведь обучение занимало от восьми до десяти лет.
Когда молодому человеку исполнилось двадцать шесть, он окончил обучение. Как и многие другие художники, ещё до выпуска из учебного заведения, он преподавал, выполнял заказные и конкурсные работы.
Творчество русского живописца крайне неоднородно по своему содержанию. Академическое образование, школа иконописи, происхождение «из народа» и яркое дарование — четыре движущие силы. И они то объединившись возносили на высоты почитания и восторгов, а то в противоборстве приводили и к поражениям.
Нельзя сказать, что самолюбие или заносчивость Василия Пукирева были причинами неудач в его карьере. Его работы не только замечались, но, временами, ценились. Творчество мастера было известно мэтрам изобразительного искусства, таким, как Карл Павлович Брюллов.
В багаже творца, когда он жил в Москве, на Старой Лубянке, и в казённом общежитии, было написано много интересных картин: «В мастерской художника», «Несостоявшийся брак», «Дьячок, объясняющий картину Страшного суда», «Сбор недоимок», «Приём приданого». Кроме этого, написано и много портретов — в большей части по заказам. Вместе с А. К. Саврасовым он выпускает «Курс рисования» — учебное пособие для академических учебных заведений. На протяжении всей жизни Пукирев не оставляет и иконопись. Им создан целый ряд образов и росписей в московских и губернских храмах. Два раза живописец предпринимал поездки по разным странам. Причём поездки были организованы силами и на средства Академии. Но критики того времени и, к сожалению, последующих периодов высоко оценивают только одну его работу: «Неравный брак». Это полотно мастера находится в Третьяковской галерее.
Что-то не сложилось в его судьбе? Или творчество талантливого художника пострадало стараниями предвзятых критиков? Возможно, исписалась его кисть? Почему ещё и в наши дни фамилия Пукирева часто дополняется высказыванием: «Художник одной картины» — едким определением одного из искусствоведов?
Трудно ответить на такие вопросы. Эпоха Просвещения в России имела много граней. Как и во все времена, российский период взаимного движения «в народ» и «из народа» сопровождался целым рядом индивидуальных черт. Сюжетные предпочтения художника, мягко говоря, не вдохновляли маститых ценителей на восторженные отзывы, отравляя их восприятие политическим и, даже несколько классовым оттенком. Да, классовым, именно в ленинском определении — взгляните на эти сцены. Какой же тут успех? При этом «лубочность» Пукирева в его технике и композиции не достигала кустодиевского размаха и бескомпромиссности, тяготея к академической традиции, правилам и стилю письма. Недостаточно могуч? Или слишком требователен к себе?
Жизнь и судьба большого художника не столь сложна, сколько непредсказуема. Ведь он видит не так, как все, иначе не станет мастером. Как бы то ни было, но лишь одна картина Василия Пукирева находится в Третьяковской галерее. Многие иконы его кисти не обозначены авторством. Многие портреты его работы утеряны или забыты в неизвестных частных домах. Другие картины находятся в музеях, но, возможно, не оценены по их достоинству. Сколько там всякого и в «Русском», и в «Третьяковке»...
В нужде, нищете и неизвестности прошли последние годы живописца, несмотря на старания друзей и полученную пенсию. «Короткий, но блестящий след...» — так было сказано «уходящему» художнику, покинувшему наш мир в пятьдесят восемь лет.
Автор: Лёля Городная.