Найти тему
Дугласовы Пихты

Эффект Зловещих мертвецов

До того момента, когда Сэм Рэйми ушёл снимать всеми любимую (а у многих даже и лучшую) версию «Spider-Man» с Тоби Магуайером в главной роли, он успел сделать куда более значимую, как нам кажется, вещь в своей карьере — снять «The Evil Dead». Классическое хоррор-произведение, породившее после ещё нескольких полнометражных фильма и трёх-сезонный сериал, а также комиксы, киношный ремейк Фредерико Альвареса и парочку игр. Здесь мы и разберём, что интересного в этой антологии, почему её стоит смотреть и с чего вдруг Кадр из фильма «The Evil Dead» в сеттинге хоррора смогла стать настолько популярной?

Кадр из фильма «The Evil Dead»
Кадр из фильма «The Evil Dead»

Поводом для этого текста стала, конечно же, оригинальная трилогия: «The Evil Dead», «Evil Dead II» и «Army of Darkness»; вышедшие в 1981, 1987 и 1992 соответственно, эти фильмы сейчас становятся одной из тем популярности 80-х на экране. Не зря «Ash vs. Evil Dead» появился именно сейчас на волне обожания тех самых лет. А парочку отсылок так и вовсе можно найти и в сериале «Stranger Things», где ностальгия по всё тому же десятилетию ощущается ещё явственнее.

Кадр из фильма «The Evil Dead»
Кадр из фильма «The Evil Dead»
Кадр из сериала «Stranger Things», второй сезон
Кадр из сериала «Stranger Things», второй сезон

Первая история создавалась режиссёром за, пусть и не совсем скромные, но всё же небольшие $400 000. Сюжет крутился вокруг молодых людей, приехавших в хижину в лесу, где они находят Некрономикон (Книгу Мёртвых), которая содержит всякого рода заклинания, вызывающие демонов. В общем-то, не трудно догадаться, каков был дальнейший сюжет первой картины, но будем откровенными, что не этот аспект фильма вызывает истинное удовольствие от просмотра.

Первый фильм заметно выделяется среди двух последующих, которые в большей степени являются комедиями в сеттинге хоррора (последний так и вовсе исторический маскарад). Первая же картина — самая, что ни на есть банальная хоррор-история, в которой все под конец умирают неестественной смертью. Но что их связывает, так это визуальное повествование, переполненное огромным количеством безбашенных операторских и монтажных приёмов, которые местами превращают действие в психоделический трип. Все эти кадры от первого лица самого зла, как в бесчисленных джалло-картинах (хоть и с оговоркой, что использовался этот приём в первом и втором случаях в разных целях); классическая игра света и тени, которая здесь ещё и неплохо справляется с обрамлением; вращения, имитация мокьюментари, годные переходы без склеек — да, пожалуйста! Со второй части многие приёмы начинают приобретать комичный оттенок, где шутка не рассказана, но показана. Вставки кукольной анимации, элементы гора и фонтаны крови искусно дополняют эти приятные излишества в кадре.

Кадр из фильма «Evil Dead II»
Кадр из фильма «Evil Dead II»
Кадр из «Army of Darkness»
Кадр из «Army of Darkness»

Сериал же, вышедший спустя 25 лет после премьеры последнего фильма в трилогии, стал во многом наследником духа фильма, продолжив сочетать слэпстик-комедию со сплэттером. В отличие от современного ремейка Фредерико Альвареса, который, кажется, растерял всё, что было в серии, оставив лишь хоррор-составляющую (несмотря на то, что одним из продюсеров значился Сэм Рэйми). К сожалению, не убавив в юморе (и даже наоборот), сериал всё же решил поумерить пыл в экспериментах. Зато осталась вся нужная фанатам атрибутика в виде бензопилы, руки-культяпки и, собственно, главного героя (актёр Брюс Кэмпбелл, за которым закрепилось вечное амплуа убийцы дедайтов) — человека, у которого в багажнике всегда лежит учебник по химии, а бензопила служит правой рукой.

Кадр из фильма «Ash vs. Evil Dead»
Кадр из фильма «Ash vs. Evil Dead»

Сэм Рейми обещал, что, несмотря на итальянский ремейк, он планирует продолжить историю. Ждём и пересматриваем прошлые картины.

Подписывайтесь на нас, чтобы хорошее кино было ближе к вам — zen.yandex.ru/douglas_firs
Мы в Telegram — t.me/douglasfirs