До того момента, когда Сэм Рэйми ушёл снимать всеми любимую (а у многих даже и лучшую) версию «Spider-Man» с Тоби Магуайером в главной роли, он успел сделать куда более значимую, как нам кажется, вещь в своей карьере — снять «The Evil Dead». Классическое хоррор-произведение, породившее после ещё нескольких полнометражных фильма и трёх-сезонный сериал, а также комиксы, киношный ремейк Фредерико Альвареса и парочку игр. Здесь мы и разберём, что интересного в этой антологии, почему её стоит смотреть и с чего вдруг Кадр из фильма «The Evil Dead» в сеттинге хоррора смогла стать настолько популярной?
Поводом для этого текста стала, конечно же, оригинальная трилогия: «The Evil Dead», «Evil Dead II» и «Army of Darkness»; вышедшие в 1981, 1987 и 1992 соответственно, эти фильмы сейчас становятся одной из тем популярности 80-х на экране. Не зря «Ash vs. Evil Dead» появился именно сейчас на волне обожания тех самых лет. А парочку отсылок так и вовсе можно найти и в сериале «Stranger Things», где ностальгия по всё тому же десятилетию ощущается ещё явственнее.
Первая история создавалась режиссёром за, пусть и не совсем скромные, но всё же небольшие $400 000. Сюжет крутился вокруг молодых людей, приехавших в хижину в лесу, где они находят Некрономикон (Книгу Мёртвых), которая содержит всякого рода заклинания, вызывающие демонов. В общем-то, не трудно догадаться, каков был дальнейший сюжет первой картины, но будем откровенными, что не этот аспект фильма вызывает истинное удовольствие от просмотра.
Первый фильм заметно выделяется среди двух последующих, которые в большей степени являются комедиями в сеттинге хоррора (последний так и вовсе исторический маскарад). Первая же картина — самая, что ни на есть банальная хоррор-история, в которой все под конец умирают неестественной смертью. Но что их связывает, так это визуальное повествование, переполненное огромным количеством безбашенных операторских и монтажных приёмов, которые местами превращают действие в психоделический трип. Все эти кадры от первого лица самого зла, как в бесчисленных джалло-картинах (хоть и с оговоркой, что использовался этот приём в первом и втором случаях в разных целях); классическая игра света и тени, которая здесь ещё и неплохо справляется с обрамлением; вращения, имитация мокьюментари, годные переходы без склеек — да, пожалуйста! Со второй части многие приёмы начинают приобретать комичный оттенок, где шутка не рассказана, но показана. Вставки кукольной анимации, элементы гора и фонтаны крови искусно дополняют эти приятные излишества в кадре.
Сериал же, вышедший спустя 25 лет после премьеры последнего фильма в трилогии, стал во многом наследником духа фильма, продолжив сочетать слэпстик-комедию со сплэттером. В отличие от современного ремейка Фредерико Альвареса, который, кажется, растерял всё, что было в серии, оставив лишь хоррор-составляющую (несмотря на то, что одним из продюсеров значился Сэм Рэйми). К сожалению, не убавив в юморе (и даже наоборот), сериал всё же решил поумерить пыл в экспериментах. Зато осталась вся нужная фанатам атрибутика в виде бензопилы, руки-культяпки и, собственно, главного героя (актёр Брюс Кэмпбелл, за которым закрепилось вечное амплуа убийцы дедайтов) — человека, у которого в багажнике всегда лежит учебник по химии, а бензопила служит правой рукой.
Сэм Рейми обещал, что, несмотря на итальянский ремейк, он планирует продолжить историю. Ждём и пересматриваем прошлые картины.
Подписывайтесь на нас, чтобы хорошее кино было ближе к вам — zen.yandex.ru/douglas_firs
Мы в Telegram — t.me/douglasfirs