С началом раннего Возрождения (около 1400 до 1500) изобразительное искусство быстро меняется. Он становится реалистичным, более пластичным, трехмерным. Золотое тотальное покрытие уступает место созданию города или пейзажа, которые воспроизводятся с фотографической точностью.
Люди рисуют людей
Предметом исследований всегда является человек. Человек начинает представлять себя и свое время, он ставит себя в центр, празднует себя.
- Давид Донателло
- Открытие центральной перспективы
Флоренция является центром художественных инноваций. Донателло создает скульптурные шедевры, напоминающие древнеримские модели.
Фигуративное искусство Гиберти даже очень ярко проявляется на картинах, с золотыми полу-рельефами, украшающими порталы флорентийского баптистерия. Изумленные флорентийцы с почтением называют их вратами рая. Гиберти ставит себе мемориал: он увековечивает свой собственный бронзовый портрет в лепных украшениях рельефных панелей.
Доминиканский монах очаровывает людей своими светлыми и невинно выглядящими изображениями святых и восхищает своих собратьев во Флорентийском монастыре Сан-Марко, поскольку у него есть своя фреска в камере каждого монаха.
Брунеллески дополняет флорентийский собор долгожданным куполом собора, техническим шедевром. Но его величайшим новаторским достижением является открытие центральной перспективы, которую Масаччо реализует с потрясающим образом.
Когда флорентийцы входят в церковь Санта-Мария-Новелла в середине 15-го века, они едва ли верят своим глазам, когда рассмотрели на правой стене хора фреску, изображающую сцену распятия в сводчатом хранилище эпохи Возрождения.
В отличие от двумерных изображений, Масаччо использует центральную перспективу для создания глубокого пространства с явно сужающимся сводом. У недоверчивых и изумленных флорентийцев складывается впечатление, что кто-то пробил дыру в стене церкви и добавил часовню.
Эскиз центральной перспективы Вридемана де Фриза
- Перспективное строительство перголы
- Люди рисуют людей
Филиппо Липпи также красноречив. На его творениях изображена прекрасная Богородица с новорожденным младенцем Иисусом. Начертанные фигуры кажутся живыми людьми, настолько ярко они представлены.
При ближайшем рассмотрении флорентийцы с удивлением находят что-то еще: нежная, лучезарно красивая молодая женщина одета модно. Кажется, она больше похожа на достопочтенную флорентийку, чем на еврейскую мать Иисуса римских времен.
Таким образом, границы стираются, и рядом с библейскими мотивами внезапно появляются фигуры и лица социальной жизни. Начинается портретная живопись. Художники и скульпторы стараются превзойти друг друга в красоте, мощи, изяществе и великолепии своих картин, их изображения становятся щедрыми подарками и праздниками для чувств.