Найти в Дзене

Внеурочка НЕобязательна в школе для ученика!

Моя точка зрения, что по ФГОСу внеурочная деятельность необязательна для учащегося, но обязательна для школы. Чувствуете разницу? Данная статья написана по мотивам изучения вопроса мной для сына, но у нас получалось проще и большая часть подготовленного и изученного материала не пригождалась. Решил поделиться. С первого класса началась "эпопея" с внеурочной деятельностью. Читаем ФГОС, например для 5-9 классов (но тоже самое есть в иных): "18.3.1.2. ....Внеурочная деятельность организуется ... на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений." То же указано в СанПиН 2.4.2.2821-10 в примечании к таблице 3: "Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений" Сейчас пошла мода ссылаться на письмо ДЕПАРТАМЕНТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ МинОбрНауки от 18 августа 2017 г. N 09-1672. Там просто постулируется, что: Участие во внеурочной деятельности яв

Моя точка зрения, что по ФГОСу внеурочная деятельность необязательна для учащегося, но обязательна для школы. Чувствуете разницу? Данная статья написана по мотивам изучения вопроса мной для сына, но у нас получалось проще и большая часть подготовленного и изученного материала не пригождалась. Решил поделиться. С первого класса началась "эпопея" с внеурочной деятельностью.

Читаем ФГОС, например для 5-9 классов (но тоже самое есть в иных):

"18.3.1.2. ....Внеурочная деятельность организуется ... на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений."

То же указано в СанПиН 2.4.2.2821-10 в примечании к таблице 3:

"Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений"

Сейчас пошла мода ссылаться на письмо ДЕПАРТАМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ МинОбрНауки от 18 августа 2017 г. N 09-1672. Там просто постулируется, что:

Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным.

Но внимательно смотрим на вышеприведённую ссылку и предлагаемый в ней документ:
1. Во-первых, обязательность сформулирована в РЕКОМЕНДАЦИЯХ! Мы помним ещё значение такого слова?
2. Во-вторых, статус документа - письмо структурного подразделения министерства. Согласно
постановления правительства №1009 от 13 августа 1997 года такой документ не является нормативным и правовым актом, т.к. и письмо, и структурного подразделения - аж дважды(!):

2. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.

Также теперь ссылаются на другое письмо - помним, что это - не нормативно-правовой документ, но рассмотрим его как "серьёзную бумагу". Итак, ПИСЬМО от 5 сентября 2018 г. N 03-ПГ-МП-42216 ОБ УЧАСТИИ УЧЕНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ШКОЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Итак, цитата, не пугаемся и пробираемся через текст:

Согласно ФГОС основная образовательная программа образовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность.
План внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС наряду с учебным планом является частью основной образовательной программы образовательной организации и обязателен к исполнению.

Отмечу, что не указано, что обязателен школьником к исполнению. Образовательное учреждение обязано его исполнять. Организация - школа и школьник всё-таки не одно и тоже. На мой взгляд, происходит некая подмена.

Отметим, что в ФЗ Об образовании в статье 34 пункте 4 указано (выделение моё):

4. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

Продолжаем читать НЕнормативно-правовой акт (письмо):

Состав и структура направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности фиксируются в плане внеурочной деятельности образовательной организации, который должен обеспечивать учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся, исходя из специфики образовательной организации, ее кадровых и иных возможностей.
Департамент обращает Ваше внимание на то, что согласно статье 43 Федерального закона учащиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

Хм... Так обязательно осваивать образовательную программу? А что такое осваивать программу? Это ведь не тоже самое, что ходить на все внеурочки не смотря на их ненужность? Но есть ли требования к освоению, в частности, внеурочной деятельности и вполне конкретные аттестации по внеурочной деятельности? Читаем федеральный закон Об образовании:

Статья 58. Промежуточная аттестация обучающихся
1. Освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.

Учебным планом, но не планом внеурочной деятельности? Интересно...))) Если аттестации по внеурочке нет для всех учеников, которые на неё ходят, то и вашего ребёнка не могут заставить, если он не ходил. Тогда при успешной учёбе он аттестован... То зачем ему ходить на ненужную ему внеурочку? Нет. Значит можно не ходить? Видимо да! :) Но при этом помним, что письма - не законы. Законы утверждают однозначно (см.выше).

Если руководство школы - "тугое" ... или "прислуживаться тошно" - это не про него? Что делать? Есть еще вариант не ходить на внеурочку! ФЗ Об образовании предусмотрено сочетание различных форм получения образования.

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения
...
3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
...

Т.е. школьник может совмещать внеурочку в форме семейного образования, сочетая её с обучением в школе по остальной программе (нормальные уроки, любимые кружки в школе). Но тут надо писать официальное заявление. При этом аттестации по внеурочке нет.

Тоже есть и во ФГОСах. Например, для 5-9 классов пункт 2 ФГОС среднего общего образования:

Среднее общее образование может быть получено:
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);
вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования и самообразования.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Отмечу, что в школах в "соответствии" с письмами предлагается "засчитать" кружки и секции за внеурочную деятельность, если школьник приносит справки. Лично мы всегда сообщали школе, куда ходим, но не разу не носили справок. А занята у теперешнего восьмиклассника была вся неделя, начиная со второго класса. Выполнять требования, которые рекомендации, и кланяться там где не нужно - это воспитывать в людях рабскую психологию. Пусть школа сама запрашивает, если ей надо. Мы сообщили, что ребёнок занимается, но со справочкой на поклон?.. Не слишком ли много начальства? И обходились этим. Сын не ходил один в классе на большинство "внеурочек". В началке, когда только начали разбираться в вопросе, иногда писали заявление с отказом от ненужной нам внеурочной деятельности. В средней школе - нет. Сейчас мы поменяли школу - и даже есть такие внеурочки, что сын ходит сам, ибо полезно или интересно!

Почему, на мой взгляд, возникает такая путаница и сложночитаемость документов и разъяснений? Вообще для чего это всё делается? Почему в основе требований письма, а не приказы или другие нормативные и правовые акты??? Почему не примут обязывающие документы, хотя могут?

Мне кажется, что это не из-за глупости, как могло бы показаться. Я выделяю две причины, возможно ошибаясь:

1. Для части населения и учебных организаций - иметь свободу действий и образования.

2. Для простого и не всегда имеющего возможность продраться через все эти тексты и доверяющего школе как общественному институту населения - возможность очередной раз воспитать послушного человека.

И напоследок рекомендую ЖЖ, которое помогло мне разобраться в вопросе.