Найти тему
árchi Calliopē

Гюнтер Гюншель — пионер виртуальной эстетики.

Откуда берутся корни современной виртуальной эстетики? Ставить такой вопрос — некоторая дань смелости и самомнению, а пытаться ответить на него, и вовсе — чересчур самонадеянно. Но, сегодня мы не то чтобы ставим такой вопрос, а пытаемся нащупать одну из ниточек, которые ведут по намеченному нами пути — понять и описать то, что актуально сегодня в поле современной эстетики. Аккуратный и грамотный читатель усмехнется и упрекнет меня в тщетной попытке пофилософствовать на эту тему, но скажем прямо, — я не претендую на построение теории, а только лишь описываю то, что считаю интересным и делаю это только со своей личной точки зрения и своего чувства прекрасного. За сим, прошу пожаловать к накрытому чудными картинками столу!

Günter Günschel
Günter Günschel

Герой сегодняшнего поста — немецкий архитектор Гюнтер Гюншель (1928-2008), который был одним из первопроходцев дигитализации архитектурного проектирования. История Гюнтера не только попала на переломный момент истории архитектуры, но и стала историей эстетизации компьютерного проектирования. На сегодняшний момент почти всем очевидно, что диджитал эстетика — это эстетика новая, непривычная, но совершенно самостоятельная и заслуживающая нашего признания. Так вот в конце 20 века это было очевидно совсем малому количеству человек, а точнее — единицам. И благодаря им, мы сейчас можем изучать, что называется, историю виртуальной эстетики.

С чего всё начиналось?

Günter Günschel
Günter Günschel

Одними из первых работ Гюншеля были рисованные от руки композиции, выполненные в технической эстетике и изображающие динамические позы животных. Присмотревшись, мы замечаем и собаку, и лань и любого другого четвероного друга. Композиция строится как бы из каркаса, собранного из множества элементов: линий, точек, ферм, шарниров, арок, балок и т.д. Множество деталей, теряющих свою "телесность" — это один из первых "звоночков" виртуальной эстетики. Именно потеря телесности, веса, материала есть те качества, которые характерны дигитальной графике. Хотя, форма и композиция не слишком далеко ушли от классического "ручного" подхода, они уже наметили новый вектор развития эстетики.

Günter Günschel
Günter Günschel

Последующие шаги Гюнтера открывают нам потенциал цифрового моделирования. То, что кажется абсолютно нематериальным в реальном мире, в его композициях оживает и существует в своём особом миропорядке, совершенно не вызывая никаких вопросов " А как?".

Эти композиции стараются удалиться от ограниченности реальности и законов физики.

Günter Günschel
Günter Günschel

Если быть внимательным и дать волю своему воображению, то и в этих композициях можно увидеть динамические фигуры животных. Видимо, Гюнтер хотел "оживить" свои цифровые эскизы, имитируя их всем нам привычную "подвижность".

Но вот, что происходит далее — совсем интересно. Его композиции и графика, теряют связь с реальным окончательно и начинают жить своей жизнью. Эстетика его работ обретает свою целостность и притягивает наш взгляд. Не будет преувеличением, если сказать, что его композиции очень приятны глазу, доставляют удовольствие смотрящему на них, хотя, как кажется на первый взгляд они лишены привычных нам законов композиции.

-5
-6
Günter Günschel
Günter Günschel

Линия! Вот, что становится главным. Путь от точки до точки. Прямая, отрезок, луч... Всё это словно обретает свою "душу" в работах Гюнтера.
Динамика, напряжение, изгибание, преломление, переход из одного состояния в другое делают композиции настолько живыми, что кажется, что графика движется. Именно это наталкивает на мысль о том, что как раз здесь и сейчас появляется ...хм (простите мне мою наглость) четвертое измерение — время.

Графику Гюнтера можно смело представить в движении, в развитии и росте. Просто представьте, как это живое сооружение движется где-то по вулканическому рельефу.

Günter Günschel
Günter Günschel

Работы Гюнтера Гюншеля одними из первых обратили внимание на диджитал эстетику, что по праву ставит их в один ряд с классической графикой 20 века.

В заключении, хочу показать одно видео, которое, как мне кажется, имеет непосредственную связь с работами Гюнтера Гюншеля. Приятного просмотра!