Найти тему
tata_aistova

Календа-арь. Истории из истории. 10 февраля.

Оглавление

1355 - Погром в день святой Схоластики.

Обожаю эту историю. Она довольно незатейлива: два студента Оксфордского университета пришли в таверну "Сантандер" и изрядно там употребили. Изрядно употребив, начали бузить и укрывать хозяина таверны такими трёхэтажными конструкциями, что чертей над сковородками тошнило. Возможно даже кидались стульями, аки Кокорин и Мамаев. Знаете, из-за чего? Качество напитков (видимо, уже выпитых) не устроило.
Могло бы все закончиться на взаимных оскорблениях, ну, может быть, еще бы раздали друг другу по щщам пару раз, но нет. Эти чопорные британцы такие максималисты иногда. Драка переросла в глобальный вооружённый махач между жителями Оксфорда и студентами Оксфорда, которые продолжались два дня. В результате 63 студента и около 30 горожан не дожили до зимы. Сходили два алканавта остаграмиться, называется, за святую Схоластику. В конце концов студентов еще и напинали и победили.

Площадь Карфакс, где всё и происходило.
Площадь Карфакс, где всё и происходило.

Спор был урегулирован властями в пользу университета, в связи с чем был издан специальный указ. С тех пор ежегодно 10 февраля мэр города и члены городского совета должны были промаршировать с непокрытой головой по улицам и уплатить университету штраф по одному пенни (пенни, Карл!) за каждого убитого студента, то есть всего 5 шиллингов 3 пенса. Наказание оставалось в силе в течение 470 последующих лет и было снято лишь в 1825 г., когда мэр города отказался участвовать в церемонии. Формально университет «простил» город 10 февраля 1955 г., когда мэру была присвоена почётная степень, а вице-канцлер был избран почётным горожанином.

1907 - в Мариинском театре прошла премьера "Шопенианы"

"Шопениана" - постановка гениального русского хореографа Михаила Фокина. Этот балет нетипичен (особенно в тот период) для сцены, потому что в нём никто не страдает, не ловит кинжалов в подмышку, не умирает, вздымаясь грудью до партера и даже с ума не сходит. Это бессюжетный балет, вдохновлённый только музыкой ФРедерика Шопена и линиями танца. Костюмы создал Лев Бакст, пытаясь создать атмосферу балетного мира середины XIX века. Кстати, по названию "Шопенианы" теперь называются и пачки-шопенки. ̶д̶а̶ж̶е̶ ̶у̶ ̶м̶е̶н̶я̶ ̶т̶а̶к̶а̶я̶ ̶е̶с̶т̶ь̶,̶ ̶х̶о̶т̶я̶ ̶н̶а̶з̶в̶а̶т̶ь̶ ̶м̶е̶н̶я̶ ̶б̶а̶л̶е̶р̶и̶н̶о̶й̶=̶ ̶о̶с̶к̶о̶р̶б̶и̶т̶ь̶ ̶л̶и̶ч̶н̶о̶ ̶Ф̶о̶к̶и̶н̶а̶.̶ ̶

Вацлав Нижинский и Анна Павлова в "Шопениане"
Вацлав Нижинский и Анна Павлова в "Шопениане"

В этом балете всего четыре героя - Юноша и три сильфиды. В премьере эти роли исполняли Вацлав Нижинский, Анна Павлова, Тамара Карсавина и Ольга Преображенская.
Впоследствии Фокин незначительно менял редакции, музыкальные вариации и названия. Например, во время "Русских сезонов", балет шёл под названием "Сильфиды". Костюмы к тому спектаклю Бакст создавал по литографиям самой Марии Тальони (великой балерины начала XIX века) с репетиций к "Сильфиде".
"Шопениана" с успехом идёт до сих пор и ездит по свету. Мне вот больше всего по душе версия с май лавли КОленькой Цискаридзе. Это гастрольная версия 2011 года.

1937 - создан ансамбль народного танца Игоря Моисеева

Ну или если по умному - Государственный Академический Ансамбль Народного Танца им. Игоря Моисеева. Это первый в мире профессиональный танцевальный ансамбль, который занимается популяризацией народного танцевального фольклора.
Я вот, честно признаться, этот самый танцевальный фольклор люблю до потери сознания. Меня хлебом не корми, дай под чардаш зажечь или под хаванагилу локотками туда-сюда. Поэтому, когда мне грустно, я смотрю "Яблочко" или кадриль какую-нибудь от моисеевцев и вот на душе уже кто-то скатерть-самобранку развернул, тут уже наливают, там запевают и вообще жить хочется.

-3

Но, конечно же, жизнь коллектива не была гладкой и бессучковой. Игорь Моисеев был талантливым, но рядовым танцовщиком Большого театра, который к 24м годам дорос до балетмейстера и поставил несколько спектаклей. Но вскоре в театре сменилось руководство и новый директор порешила, что нечего такому ̶с̶о̶п̶л̶я̶к̶у̶ неопытному специалисту серьёзные дела делать. Балетмейстером оставили, а ставить запретили. Логика - сила.
Вскоре после этого и пришёл 1936 год, когда главе КОмитета по делам искусств Платону Керженцеву потребовался доклад о проблемах и перспективах балета. Задание поручили неопытному специалисту Игорю Моисееву и он рассказал о сложностях работы в театре, а также поделился своими идеями по развитию народных танцев. Керженцев его отправил прямиком к Молотову и уже Молотов поручил создать ансамбль народного танца. Моисеев взял ноги в руки и поехал по стране - собирать коллектив по крупичкам. К февралю 1937-го собрал, в августе уже запилили первый большой концерт.

-4

Надо сказать, что МОисеев к делу отнёсся максимально ответственно. Чтобы воссоздать точные образцы танцевального творчества, ансамбль проводил консультации с музыкантами, фольклористами, историками, музыковедами. Для максимального раскрытия и выражения экспрессии танца в постановках широко использовались классическая музыка, актёрское мастерство, драматургия и сценография. Моисеев никого не держал в любимчиках, сегодня ты возле задника, одной ногой за кулисой, восьмой парой в кадрили на сто человек, а сегодня впереди всех солируешь вприсядку под "Калинку". И в обратную сторону это тоже работает.
Известно также, что Моисеева 18 (18!) раз просили вступить в партию. Один раз даже лично товарищ Сталин. Ибо нехорошо беспартийному такой махиной руководить. Но МОисеев вежливо отмахивался и продолжал творить.

Один из моих любимых танцев - "Яблочко". Очень он мне на душу лёг.
̶-̶ ̶С̶м̶о̶т̶р̶и̶,̶ ̶в̶о̶н̶ ̶м̶о̶я̶ ̶п̶е̶р̶в̶а̶я̶ ̶л̶ю̶б̶о̶в̶ь̶ ̶и̶д̶ё̶т̶!̶
̶-̶ ̶Г̶д̶е̶?̶
̶-̶ ̶В̶о̶н̶.̶ ̶М̶о̶р̶я̶ч̶к̶и̶.̶.̶.̶