Петербургский метрополитен красив, достаточно чист и перевозит более двух миллионов пассажиров ежедневно. В какой-то мере его можно даже причислить к достопримечательностям города. Если уж не все станции, то хотя бы пару-тройку я бы точно советовала посещать гостям Петербурга. Но никто не будет отрицать, что некоторые действия со стороны администрации метрополитена могли бы сделать поездки с помощью данного вида транспорта более комфортными.
Вот список вещей, которые на мой субъективный взгляд портят впечатление от подземных поездок.
№5. "Смотрительницы в будках".
Серьезно? 21 век на дворе, а в нашем метро до сих пор контроль за безопасностью возложен на смотрительницу в будке? Если посчитать, то на 69 действующих станций приходится минимум 69 смотрительниц. И это если не брать в расчет тот факт, что они еще присутствуют на пересадочных станциях. Неужели дешевле платить им каждый месяц зарплату, чем один раз потратиться на дополнительные камеры видеонаблюдения и диспетчерский пункт? Не дешевле ли содержать штат в 5 раз меньше, но более квалифицированный, а не дремлющий 50% рабочего времени? Советский период нашей истории - вещь спорная, говорить можно долго, но я не буду. Советское наследие порой вызывает восхищение и чувство уважения, но в случае "метрошных консьержек" - в век технологического прогресса искоренять надо такое "наследие" на корню. Да и люди найдут себе работу поинтереснее. Ну не верится мне, что кому-то может доставлять удовольствие подобный род деятельности.
№4. Кондиционирование вагонов.
Зима. Вы замерзли. Затем спустились в метро. На Вас теплая куртка. Вы согрелись. На платформе ветерок из туннелей не дает возможности взмокнуть. Но вот подъезжает поезд, Вы ныряете в толпу таких же тепло одетых людей. А далее происходит ад. Вспотели Вы, вспотел сосед, а вместе с ним вспотели все находящиеся в вагоне. Под шапкой - баня, пот струится по лицу. Хорошо, если у Вас хороший дезодорант. Еще лучше - если хороший дезодорант у владельцев подмышек справа/слева от Вас. А если нет? Спустившись зимой в переполненное метро можно запросто на пару дней лишиться обоняния. А решить эту проблему администрация метро могла бы с помощью налаженной системы вентиляции в вагонах, а не "проветриванием" через форточки. Кто-нибудь обращал внимание на стены туннелей? Они сплошь серые от покрывающей их пыли. Пыль бахромой висит на кабель-каналах и проводах, а проносящиеся мимо поезда заставляют её покидать насиженные места и влетать в открытые форточки прямо в дыхательные пути задыхающимся от духоты пассажирам.
№3. Более яркое освещение.
В метро Стокгольма есть платформы, которые стилизованны под пещеры. Там это сделано целенаправленно - станции выглядят атмосферно и интригующе. В нашем же метрополитене станции-пещеры обусловлены лишь некомпетентностью руководящего состава. Что стоит поменять лампочки на некоторых станциях, переходах и в некоторых вагонах (особенно по красной ветке) на более современные? Порой освещение бывает таким плохим, что кажется поезд несет тебя не к Техноложке, а в прошлое, где не было ярких, белых и энергосберегающих ламп. А в некоторых переходах руки так и тянуться к телефону, чтобы включить фонарик. Нам в Петербурге итак не хватает солнечного света, так дайте хотя бы искусственного!
№2. Отсутствие урн.
Почему? Почему в метро нет урн? Пытаются сэкономить на вывозе мусора? Но есть ведь не зря говорят, что скупой платит дважды. Не потратились на урны, сэкономили на вывозе мусора? Молодцы! А теперь оплачивайте лишнюю рабочую силу, которую пришлось привлечь для уборки мусора, который недобросовестные граждане все же оставляют на территории метро.
№1. Засилье рекламы.
Петербург претендует на звание "культурной столицы России". Администрация города сносит ларьки в борьбе за облик улиц и площадей. А чего же они упускают основное средство передвижения? Ведь можно же интересно обыграть пространства, где сейчас пестрит реклама. Исторические справки, художественные выставки, полезная информация... На худой конец, социальная реклама, выполненная в едином и современном стиле, могла бы украсить метро, а не изуродовать его. А сейчас куда ни плюнь - попадешь в рекламу нового фантастического жилого комплекса или расчудесной клиники. Сейчас везде у людей есть выбор относительно рекламы - по телевизору всегда можешь выключить, при просмотре фильмов в интернете - заплатить за её отсутствие. А наш метрополитен нам выбора не дает: едешь в метро - смотришь на плоды творчества маркетологов и пиарщиков (и не все из них талантливы, если честно).
Вывод.
Конечно, можно было бы сказать про повышение безопасности или стоимость проезда, а про открытие новых станций отдельный блог завести. Но вышеописанные проблемы, на мой взгляд, не требуют больших финансовых затрат (все-таки более 2-х миллионов пассажиров в день по 40/45 рублей + субсидии из городского бюджета), а могли бы сделать наше метро более приятным для жителей города и интересным для гостей города.