Иранский хоррор об обычной иранской семье (мать, дочка, ушедший в армию муж и отец) 80-х. Ого, должно быть экзотично! На самом деле не очень.
Авторы, среди которых дебютант в полнометражном кино режиссер Бабак Анвари, затевают сомнительную игру с жанром. Берут за основу стрессы, страхи и настоящие ужасы жизни в военной обстановке Ирана 80-х: Тегеран обстреливают войска Ирака, мужчин призывают на опасную службу в армию, внутренняя политика становится более жесткой, а также и более привычные тяжести, связанные с религиозной культурой, особенно накладывающиеся на женщин. Имея на руках эти драматические детали, бытовую обстановку создатели представляют всё это в виде типичного американского ужастика: дом, одержимый злыми духами (джиннами) и главные герои, которых эта призрачная нечисть преследует - это всем знакомо, можно вспоминать сюжеты чего угодно, лично у меня, например, пару раз особо назойливо всплывала какая-то часть «Паранормального явления».
Где начинается здесь просчет? Фильм, явно намеренный впечатлить «реальным сверхъестественным хоррором» хорошо и метко работает с некоторыми сценами, элементами по отдельности и в редких сочетаниях: мрачные трещины на потолке, разорванная детская кукла, мигающий и выключающийся свет, внезапные страшные звуки, зловещие завывания, паника, прятки в холодном и темном подвале, помехи в телефонной связи, исчезающие люди, неспокойный сон и т.д. - всё это одновременно знакомо нам по тысячи и одному представителю жанра, но также является частью опыта жизни в самом обычном жилом доме, который рискует оказаться мишенью для очередной ракеты. Это простое находчивое сопоставление способно оказывать нужный эффект - фильм достаточно крепок визуально, особенно часто радует работа с освещением, поэтому такие моменты получается преподнести со всей жутью, которая набирает свою силу и за счет зрительского шокового трения между реальным-нереальным, пробывшем долго в ящике исключительно для искусственных штампов и клише. Однако проблема заключается в том, что авторы не очень хорошо понимают, как сильнее нарисовать цельную картину, имея такие сильные детали, и выбирают самый соблазнительный и очевидный путь.
«В тени» наращивает конструкцию наподобие «Бабадука» - терапевтического хоррора, где также главными героями была мама с ребенком, природа страха находила источник в жизни героев, его усилителем и мистическим материализатором становилась жуткая сказка, возникающие психические последствия, бытовые проблемы и сложность отношений между взрослым человеком и ребенком давали ход драме. И вот здесь «В Тени» сразу теряется: у фильма нет такой же сильной актерской игры, такой же эффектной сказки, такой же изящной постановки, мастерски сложенного развивающегося триллера, ему не достает внушительности психологической части и даже визионерской мощи, но главное отличие всё же заключается в том, что если тот же «Бабадук» всё-таки подпитывался из жизни своих вымышленных персонажей, образов, то «В тени» больше питается напрямую реальными историческими событиями, конкретными особенностями обстановки внутри страны с топорно имитированными соответствующими сценами, что тут же воздвигает стены и вопросы на пути восприятия.
Насколько вообще морально правильно или хотя бы эстетически качественно так нарочито эксплуатировать и гиперболизировать уже страшный сам по себе сюжет? Можно ли это сделать тоньше? Каким образом дешевые хоррор-приемы помогут лучше выразить существенность реалий - как физических, так и психологических? Довольно быстро с этими вирусными мыслями складывается неприятное ощущение, что ориентированно кино слишком старательно потуплено и в лоб, без всякой художественной искренности на западного зрителя, который либо только и смотрит с попкорном всякие «Астралы» да «Заклятия», либо имеет вдобавок ещё и потенциал для того, чтобы с пафосным выражением лица или без него после просмотра со всей своей гражданской или даже феминистической ответственностью просветленно заявить: "Ох, как же всё-таки кошмарно там на Ближнем Востоке". Ну что же, может быть лучше и так, чем никак - всё же некоторая оригинальная ценность зловещего в неплохо сделанном фильме явно присутствует, а поиск чего-то аморального в нем был бы куда претенциознее, чем само обращение кинематографистов с темой.
Оценка: 6/10