214 подписчиков

Переселение казаков в станицу Карантинная (Суворовская)

242 прочитали
Станица Ставропольская
Станица Ставропольская

С момента создания Азово-Моздокской кордонной линии заселение казачьим населением Кавказа шло поэтапно. В первой четверти XIX века главнокомандующий отдельным Кавказским корпусом Алексей Петрович Ермолов прикладывал много усилий для увеличения числа казаков в регионе. Правительство стремилось укреплять стратегические рубежи, переселяя сюда и казаков и крестьян. Беспокойная ситуация на приграничных территориях создавала ситуации, которые подталкивали правительство отдавать предпочтение к переселению казаков.

В начале XIX века на Кавказской линии, располагавшейся от Каспийского моря до Усть-Лабинском крепости, служило около 30 000 казаков, что считалось недостаточным для протяжённой линии границы. Планы по охране границы горскими народами рушились, поскольку горцы, живущие по национальным традициям, часто нарушали воинскую дисциплину. В 1818 году сенатор, ревизор Кавказской губернии Дмитрий Борисович Мертваго утверждал, что край граничащий с хищнически воинственными народами необходимо укрепить военными людьми. По его мнению, на эту роль лучше других сословий подходили казаки. 6 марта 1819-го вышел указ о требовании создания комиссии для наделения землями казаков, поселённых по Кавказской линии.

Алексей Петрович Ермолов
Алексей Петрович Ермолов

11 марта 1821 года Ермолов обратился к Александру I с предложениями об укреплении границы по реке Кубань несколькими станицами. Параллельно выдвигалось предложение о заселении района от Кисловодска до Горячих вод по руслу реки Подкумок, и переведении в звания казаков казённых крестьян из поселений Николаевское, Павлодольское, Солдатское, Прохладное, Приближное, деревни Александрии, а также части различных азиатских племён.

11 декабря 1823 года вышел правительственный указ, легитимировавший предложения Ермолова.

Следить за переселением казаков назначен начальник штаба Кавказского корпуса генерал-майор Алексей Александрович Вельяминов. Помощником служил коллежский советник Алексей Фёдорович Ребров и представители переселяемых станиц. Выселению на новые территории подлежали 8093 человек (2647 дворов), составлявшие 11 станиц.

Намерения Ермолова вызвали протест Министерства финансов, заявившего, о лишении ежегодного перечисления крестьянами 30 000 рублей годового дохода. Комитет министров поддержал Минфин и выслал уведомление генералу. Доктор исторических наук, профессор Юрий Юрьевич Клычников опубликовал цитату Генерала Ермолова, возразившего своё мнение по этому поводу: «Если ни во что считать умножение средств обороны, то потеря 30 000 рублей дохода конечно будет напрасная... Страна при Кавказе окружена народами мятежными, и расчёты государственного хозяйства должны уступать мерам охранения».

В 1824 году по ходатайству генерала Ермолова правительство приняло решение перевести на Кубань хопёрских казаков. Хопёрцы начали переселение с осени 1825 и окончательно осели на новом месте в 1827 году.

Место бывшей станицы Ставропольской
Место бывшей станицы Ставропольской

Нередко к переселению определялись не только казачьи семьи, а станицы целиком. В их число попали казаки Ставропольской станицы. Историк-краевед Григорий Николаевич. Прозрителев отмечал: «Привольные места и земельный простор значительно способствовали благосостоянию, а трудолюбие сделало из казаков хороших хозяев. Крепко сжились они со своими новыми местами, и тяжело было им узнать весть о переселении на Кубань…»

С возникновением города Ставрополь жители станицы вскоре почувствовали притеснение со стороны мещан. Горожане не признавали прав казаков, захватили казачьи пастбища, сенокосы и окрестности, ссылаясь на сомнительные распоряжения властей. Столкновения городских жителей с казаками, при молчаливом покровительстве властей, привело к постепенному ущемлению казаков. Жители города оспаривали право казаков на Казанский собор, доказывая, что он построен на общие средства, преимущественно на деньги жителей города. По всей видимости власти принимали сторону горожан, и спор осложнялся. Казакам запретили переносить церковь при переселении на новое место жительства. Только через 12 лет им удалось перевезти Казанский собор в станицу Суворовскую.

Петр Дмитриевич Горчаков
Петр Дмитриевич Горчаков

Помимо этого, возникли недовольства и столкновения горожан с станичниками из-за базара, водопоя в горе (нынешняя Соборная гора), растущего по горе камыша и по речке Ташле. Возник серьёзный земельный вопрос, наделение города землёй, чего при существовании станицы сделать было невозможно.

Также появился сильный конфликт в духовной жизни станичников и горожан. Он развивался по нарастающей. Духовенство Троицкого собора постоянно жаловалось в консисторию на причты казачьей церкви совершающей требы городским жителям, уменьшая своей деятельностью их доходы. Замечены столкновения духовенства между собой. Но долговременное сожительство мещан с казаками рождало не только конфронтации, но и породило родственные и дружеские отношения, что имело значение и для священников казачьей станицы. Горожане приглашали к себе духовенство станицы, обращаясь к нему, как более доступному, нежели к городским соборянам.

Недоразумения и пререкания вело к разрыву отношений между храмами. Духовенство казачьей церкви находилось в ведении военного начальства и имело значительную поддержку военачальства.

Казаки станицы отступали от агрессии мещан. Они удалялись от первых поселений станицы на север и запад и постепенно стали расселяться по рекам Ташла и Мамайка, образовывая хутора. На левом берегу реки Ташлы сохранились остатки кладбища.

Тяжбу переселения казаков поручили начальнику Кавказской области, генерал-майору Петру Дмитриевичу Горчакову. Убеждениями и обещаниями генерал создал среди казаков сторонников идеи переселения. Его идея заключалась в сохранении домов и заблаговременной продаже их горожанам. Горчаков помогал в поиске покупателей. Продажа домовладений в станице, пусть даже по низкой цене, имела большое значение для переселенцев. Правительство не выплачивало казакам компенсации за оставляемое ими имущество. Горчаков добился разрешения на справедливое вознаграждение за казачьи сады и мельницы с землёй, оставляемые государству. Незначительному количеству казаков удалось продать дома, но на тот момент в городе было меньше жителей, чем в казачьей станице. К тому же горожане не располагали средствами, поэтому продажа жилищ оказалась провальной. Переселение станицы Ставропольской началось в 1825 году, закончить переселение выпало на долю другого начальника Кавказской области, генералу Георгию Арсеньевичу Емануелю.

Станица Суворовская 1920-е годы
Станица Суворовская 1920-е годы

Весной 1827 года поломав свои дома и уложив на подводы, потянулись казаки со своими пожитками на новые места. В течение двух лет ставропольские казаки были переселены в станицу Карантинную, переименованную через 10 лет после основания в Суворовскую. Память о былой станичной жизни краевой столицы сохранилась в названиях улиц: Хопёрская, Казачья, Станичная.

Карантинная станица, образованная вокруг карантинного поста, быстро развивалась и стала родиной для казаков, переселившихся на Куму.

Материалы:

- Клычников Юрий Юрьевич - Кавказская степь «Генерал Ермолов и казаки» // Родина. 2004. №5. С.85-86.

http://regiment.ru/Lib/C/93.htm

- Акты, собранные Кавказской археографической комиссией (AKAK). Том 6. Часть 2. Тифлис, 1875 год.

- Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. Том 38. СПб, 1830. №29682.

- Филологическая книга СГУ Из истории города Ставрополя часть 2

Издательство Ставропольского государственного университета, 2007

http://www.altstav.ru/stv/stv87.php

10 марта 2018