Сила тотема.
В далекую эпоху, когда человек только пытался осмыслить свой вид, как единое целое, выжить во враждебном ему мире, он искал на что ему опереться. Так точкой опоры, человеку, уже отделившемуся от мира природы, стала вера в животное – первопредка. Тогда, на заре человечества, только отделившись от животного мира, человек уже нуждался в своем представителе в природе, с течением времени эта необходимость не отпадала.
В истории человечества не было момента отсутствия религиозных понятий и представлений. Начиная с появления homo sapiens, который по физиологическим и психологическим характеристикам был способен к созданию понятий и определенному уровню абстракций, начинается религиозное развитие человека, его верований, традиций и выходящих из этого моральных принципов.
Наиболее ранние выражения религиозных пристрастий человека нашли свое отражение в захоронениях и наскальных рисунках. Анализ этих рисунков говорит о связи между людьми и животными, их психологической общности. Проникновение поведения и образа жизни, животных входит в абстрактное понимание человека их культа.
Само понятие Культ не является отражением каких либо первобытных взглядов. Культами называют разные религиозные тенденции. Все религиозные тенденции или культы имеют свои табу и свои догматы. Мы, воспитанные на христианских ценностях, на догматах христианства, рассматриваем все древние религиозные тенденции через данную призму. Для того что бы понять древни религии необходимо знать и принять их догмы. Только это даст возможность отделить истинность древних культов от последующих наслоений, данных христианскими монахами и мирянами, с позиций христианства.
Для начала мы должны встать на позицию человека, никогда не слышавшего о христианстве, что довольно таки для нас сложно. Но это необходимо.
Итак: человек живёт среди природы своим сообществом. Им руководит привычная для нас мотивация поступков: пища, безопасность, инстинкт размножения. Как выжить животному, а человек, прежде всего животное, во враждебном мире. В мире, к которому человек минимально приспособлен. У человека нет ни шкуры, которая давала бы ему тепло, ни когтей и клыков, чем наделены животные. Остаётся шевелить мозгами и приспосабливаться к реалиям мира. Человек, как и многие другие животные социальное, следовательно, ему надо прожить не в одиночку, а в своём социуме. Как выжить столь слабому социуму во враждебном мире? Только при полном распределении прав и обязанностей каждого, определённых социумом. Для узаконивания этих норм, для руководства социумом, создаются религии. Одним из первых религиозных воззрений становится обожествление самой природы, породившей человека, да и весь мир. А дальше, человек приспосабливая себя к этому миру, приспосабливая свой социум, начинает искать себе учителя. Такими учителями становятся предки. Они же как-то жили, что смогли породить человека. Так возникает культ предков. Другим учителем становится природа, как божество. Человек учится у животных, наблюдает за ними. Одни животные нравятся человеку, их сила, их свобода их уверенность в себе и их приспособленность к окружающей среде. Другие нет. Человек не хочет быть на них похожим, и животное становится порицаемым. Его избегают. Понравившееся животное становится учителем. Так возникают первые религиозные тенденции.
Тотем – животное силы, с которым себя отождествляет человек или определенная группа людей. Тотем – это любой природный объект, любое существо, любое животное, с сущностью и энергией которого мы ощущаем тесную связь на протяжении всей нашей жизни. В древности силу таких животных брали согласно ритуалу.
Термин Тотемика имеет американские корни. Название этой формы религиозных верований происходит от слова “ототеман“, которое на языке североамериканских индейцев племени оджибве означает “род его“. Религиоведы тотемизм относят к религии первобытных культур, не затронутых благами цивилизации. Само понятие тотема связано с индивидуальным взятием силы отдельным человеком. Человек проходя инаугурацию, берёт силу животного, избранного им самим, или животного избравшего его.
Согласно ритуалу прохождения инаугурации у разных народов, животная сила “ба” берётся по разному. Человек, взявший силу животного, получает и его “ба”. Чаще всего при инаугурации происходят поединки с животными силы. Животное становится тотемом данного человека, его покровителем. Взяв в поединке животное “ба”, человек увеличивает свою внутреннюю силу, основанную не на разуме, а на животных инстинктах. Считается, что человек может пользоваться силой данного животного, ибо оно его тотем. Тотем индивидуален. Он не передаётся по наследству. Все животные данного тотема считаются для данного человека братьями.
Хотя и используется в терминологии слово из лексикона американских индейцев, данная тенденция была мировой.
В древности разные животные отвечали за разные позиции на иерархической лестнице. За животным закреплялась определённая ниша, и человек, желавший её занять должен был пройти ритуальный поединок за эту нишу. Животное могло покровительствовать не одному званию или титулу, а нескольким, и на каждый был свой ритуал, свой поединок, своё особенное взятие силы. Так ирбис (барс) покровительствовал институту телохранителей, жрецам поединщикам и жрецам Богини Матери. Если на телохранителей или поединщиков надо было поймать или убить барса, то на жреца Богини Матери, с барсом надо было выпить. Для получения титула басилевса надо было сразится со львом. На воеводу человек сталкивался с медведем. На титул фараона (пирра) с кабаном (бегемотом). Взяв силу, человек спокойно мог занимать должность. Поединок считался своего рода “профпригодностью” к избранному роду деятельности.
Тотемизм – считается ранней формой религиозных воззрений, которую составляет вера в существование особого рода связи между какой-либо группой людей (племя, фратрия, род) и определенным видом животных или растений. Позднее в тотемизм были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровнородственных отношений.
Так или иначе, но вера в существование особого рода связи между какой-либо группой людей, или, в современном мире при смешении всех племен, отдельным человеком с определенным видом животных или растений до сих пор присутствует. Подспудное наше стремление к тотемизму можно отнести к тяге к восточным гороскопам, попыткой ассоциировать себя с животным года либо месяца, накладывать на себя определенные характеры и стереотипы поведения. Чтобы в сомнительный момент не мучиться решением вопроса, человек накладывая на себя поведение животного, и с уверенностью решает вопрос.
Большинство жреческих школ в древности, как “диплом” посылали своих выпускников на ритуальные поединки. Если человек не проходил его, он не имел распределения, на паствы.
В тотемизме человек нашёл для себя индивидуальные ответы на вопросы о жизни и своём месте в мире. Впоследствии, на тотемизм накладывается вера человека в своих предков. Их почитание их обожествление. И вместе с тотемизмом возникает новое направление зооморфизм.
Более полную информацию вы можете получить из книги "Сакральное оружие". https://readli.net/sakralnoe-oruzhie/