Оказаться в Хольцминдене, небольшом (24 тысячи человек) городке Нижней Саксонии и не посетить расположенный всего в 40 минутах езды Боденвердер невозможно, ведь специально туда не поедешь.
Город расположен на реке Ве-зер. Когда-то на этом месте было торговое поселение Остров, или по-немецки Вердер, позже превращенное в Боденвердер.
Отличная дорога, идущая параллельно реке Везер среди почти альпийских холмов и деревушек, где воздух так чист, что кажется хрустальным, приводит нас на родину Карла Фридриха Иеронимуса фон Мюнхгаузена. Именно здесь, в крохотном городке из пяти улиц, протянувшихся с юго-запада на северо-восток, и населением около 5600 человек появился на свет 11 мая 1720 года и умер там же 22 февраля 1797 года легендарный человек, над приключениями которого уже два с половиной столетия смеются читатели на разных концах света. О нем снимают фильмы, проводят фестивали и ставят спектакли.
Судьба Иеронимуса складывалась непросто: отец, владелец имения Боденвердер, умер, когда мальчику исполнилось всего 4 года. Свою офицерскую карьеру начал пажом при Брауншвайгском дворе принца Антона Ульриха, в 19 лет был откомандирован на службу корнетом Браун-швайгского полка при дворе императрицы Елизаветы Петровны. В 1740—1741 годах участвовал в турецких походах русской армии. С 1741 года барон стал ротмистром расквартированного в Риге кирасирского полка. Недалеко от Риги он встретил свою будущую жену Якобину фон Дунтен и женился на ней. Тридцати лет от роду Иеро-нимус вернулся в родовое имение, где после длительных судебных тяжб вступил во владение наследством своих предков.
Судьба барона складывалась несколько иначе, чем «того самого Мюнхгаузена», созданного Григорием Гориным, Марком Захаровым и Олегом Янковским.
Он прожил со своей супругой 46 счастливых лет, омраченных лишь отсутствием детей. Когда Якобина умерла, Иеронимусу было 70 лет. Через четыре года он женился на двадцатилетней Бернадине фон Бруни. Девушкой явно руководили меркантильные соображения — в погоне за удовольствиями она стала транжирить направо и налево деньги мужа, вынужденного подать на развод. Да, это была не Марта...
Как же барон стал легендой при жизни?
Будучи в отставке, в построенном им в имении павильоне, он развлекал приятелей за кружкой пива, или потягивая пунш и покуривая трубку, рассказами о своих путешествиях и службе в России, а также небылицами о полете на пушечном ядре, восьминогом зайце, который переворачивался на спину во время бега, олене с вишневыми рогами. Эти истории он никогда не записывал, они распространялись друзьями.
И вдруг удар...
В 1785 году в Англии выходит книга «Невероятные приключения барона Мюнхгаузена.» некоего Рудольфа Эриха Рас-пэ, по одной из версий, проворовавшегося и находившегося в бегах хранителя музея антиквариата в Касселе, профессора искусствоведения и деятельного литератора, всегда очень нуждавшегося в деньгах.
Это английское издание попало в руки гёттингенского профессора немецкого языка и кантовской философии Августа Бюргера, который перевел книгу на немецкий язык и добавил к имевшимся в ней 17 историям еще восемь от себя. Книга вышла в Германии, но в качестве места издания указан Лондон.
Иеронимус был оскорблен, считал, что его чести нанесен непоправимый удар, но увы. Он становится притчей во языцех, получает не очень почетное прозвище «барон лжи». И смыть это позорное пятно ему уже не удастся никогда.
Потомки «правдивейшего человека всех времен и народов», и сейчас живущие неподалеку — в Штадтхагене, говорят, очень стыдятся своего знаменитого на весь мир предка.
Но позор обернулся бессмертием. Баронов было множество, и сошли они в мир иной, не оставив следа в истории.
Для боденвердерцев Мюнхгаузен — «наше все», город живет благодаря своему герою. Сувенирные лавки, кафе, магазины, скульптурное убранство — все подчинено одной идее. Центральная улица города, как и положено, Мюнхгаузенштрассе, единственная площадь — Мюнхгаузенплатц.
Все жители городка чувствуют свою сопричастность «подвигу» и судьбе барона. «Это было здесь, нет-нет, не здесь, а вон там, в моей пивной он пил пиво».
На каждом шагу фонтаны, скульптуры с фигурами героя и персонажей его сказочных сюжетов: барон, вытягивающий себя за волосы из болота, фонтан в виде передней пьющей воду половины лошади, на которой восседает сам Мюнхгаузен, с удивлением взирающий на льющуюся из разрезанной надвое лошади струйку воды, фонтан с сюжетами из его бессмертных историй.
Но главное здесь, конечно, дом, где он жил, ставший в 1935 году собственностью города, в котором располагаются муниципалитет и музей Мюнхгаузена.
В небольшом зале с небелеными стенами красного кирпича собраны шпаги, охотничьи трофеи, мебель и посуда, которыми он пользовался, многочисленные рисунки, изображающие его бессмертные подвиги и происшедшие с ним необыкновенные приключения. Здесь мы видим портрет реального Мюнхгаузена в годы его военной службы. В витринах восьминогий заяц (пришлось потрудиться таксидермистам!), олень с рогами, выросшими из вишневых косточек, утки, нанизанные на шнур.
В отдельной витрине — книги, кассеты и DVD c фильмами на разных языках о невероятных приключениях барона.
Возле дома можно посидеть на ядре, вставить голову в отверстие на тантама-реске и сфотографироваться, став ненадолго бароном и/или его подругой.
Сейчас Боденвердер — небольшой тихий городок, курорт с йодистыми источниками. В честь великого уроженца каждое первое воскресенье месяца с мая по октябрь здесь устраивают представления, во время которых «самый правдивейший» из баронов «оживает» и рассказывает о своих невероятных подвигах, а один из местных жителей «летает» с помощью вертолета на пушечном ядре.