ОЧЕНЬ ТРУДНО ОТТАЩИТЬ ПОДРОСТКОВ ОТ ГАДЖЕТОВ. НО Я НАШЛА СПОСОБ. ПОМОГ ЯПОНСКИЙ АФОРИЗМ.
Для нашей с Сергеем Литвиновым повести «Почтовый голубь мёртв" нужны были цитаты самураев и прочая японскую мудрость. Прочитала я этого добра много. Но больше всего мне запомнилась пословица: «Покорми собаку три дня – и она будет об этом помнить три года».
Повесть сдали, наступил отпуск, и мы с сыновьями-подростками поехали в Болгарию. А надо сказать, что во время учебного года и части каникул мои парни ведут очень насыщенную жизнь с многочисленными репетиторами, кружками и тренировками, поэтому летом они твердо вознамерились отдыхать. Выползали ненадолго на море, а потом прихапывали с собой что-то вкусненькое, заваливались на диваны и сутками резались в компьютерные игры по сети.
Недели не прошло – глаза уже красные, разговаривают односложно, да и жиреть оба начали от безделья и обильной болгарской пищи. Все мои попытки вытащить их на теннисный корт, покататься на лодке или в поход разбивались о неубиваемый аргумент: «Ну, дай ты нам хотя бы раз в году делать, что нравится».
Я дала. Оставила их в покое и вечерами грустно гуляла по побережью в одиночестве.
А надо сказать, что в Болгарии мы никогда не ездим на шумные курорты – живем в маленьком городке, да еще на его окраине. И гуляешь ты там не по асфальтированной набережной с музыкой и кафе, но по грунтовке вдоль моря. Пейзаж идиллический – сосновый лес, рядом, на равнине, лошади пасутся. А однажды – в паре километров от дома – ко мне подошла огромная собаченция с двумя щенками. Глаза грустные, добрые. Дала себя погладить, посмотрела вопросительно.
- Няма у меня пожрать, - ответила я почти по-болгарски.
Щенки, впрочем, есть не просили - они веселились, ловили свои хвосты, пытались забраться на руки.
А на следующий вечер я взяла какую-то еду и позвала сыновей «смотреть интересное».
Они презрительно заявили, что закаты их не интересуют. Но пошли. Все два километра пути стонали и ныли. Но когда – в том же, что и вчера, месте – к нам явилась собака с щенками, восторгам не было предела. Я отдала сыновьям еду, они с восторгом ее скормили псам. Начали играть с ними. А те спортивные оказались – то бегай с ними, то прыгай. В общем, размялись мои лентяи от души.
Идем обратно – собаки за нами бегут. Именно бегут, и пацанов моих пробежаться приглашают. Довели до дома, повиляли на прощание хвостами и ушли – в свои поля. Видно, они там с пастухами жили.
- Мам, давай каждый день их кормить! – предложил младший. – Они будут наши друзья!
Старший пренебрежительно оборвал:
- Да они тебя завтра уже не вспомнят!
И тут я со своим афоризмом вылезаю: «Покорми собаку три дня, и она об этом будет помнить три года».
- Фигня. – Фыркнул старший.
А младший задумчиво спросил:
- И когда мы на будущий год приедем – тоже будут помнить?
- Конечно.
Наступил следующий вечер. Я собрала в коробочку еды и объявила:
- Иду кормить собак.
Ждала равнодушного: «Ага».
Но сыновья дружно вскочили:
- Как? Без нас?!
- Без вас.
- Почему? – возмутились.
- Да вы неспортивные. Щенкам с вами не интересно.
И немедленно предложила:
- Давайте будем вечерами кроссы бегать. До собак – а обратно вместе с ними.
Парни начали размышлять и сомневаться. Но я пообещала, что за каждую качественную пробежку начну выдавать небольшую денежку, и вопрос решился немедленно.
Однако платила я им реально копейки (младший даже не нашел, на что потратить, - обратно отдал). Похоже, бегали подростки не из-за денег, но ради собак. Каждый вечер переживали: «Вдруг они нас сегодня не встретят?» И меня упрекали: «Опять еды взяла мало».
В итоге мы, все трое, обрели за время отпуска неплохую спортивную форму и не прибавили ни грамма – хотя лопали от души. Собаки уже знали, когда мы появимся – ждали, радостно бросались, лизали руки. А когда мы сказали, что уезжаем – похоже, поняли и расстроились.
И теперь, когда говорим о лете, сыновья обязательно вспоминают наших собак. Намерены снова бегать и носить им еду. Они уверены, что псы будут их помнить – как в пословице - минимум, три года. Я тоже надеюсь, что болгарские собаки не подведут.
И вот вам грустный конец истории...
Мы снова в Болгарии. В первый же вечер дети набрали еды и помчались "к своим собакам". Искали, звали - но не нашли. Назавтра мы все вместе отправились "в поля" - и опять не встретили псов. Мальчики расстроены. Судьба их любимцев неизвестна. Но я уверена: будь псы живы, обязательно бы пришли нас встретить.