Все мы знаем случаи, когда после выхода очередного скандального проекта с возрастным рейтингом М со стороны борцов за мораль раздаются возмущённые возгласы про " невероятную жестокость" и требования к ограничению продажи/ полному запрету. Но всё ли так просто и что подразумевается под условной "жестокостью" в играх вообще, откуда пошли "корни" данной темы?
Началось все, как водится, именно с обвинений моралистов, которые даже в самом безобидном проекте умудрялись увидеть признаки жестокости, не учитывая при этом ни жанр конкретной игры, ни ее возрастной рейтинг. Действительно, зачем в чем- то разбираться и анализировать, когда можно просто сделать себе имя и популярность на громких заявлениях?
В частности, в этой стране на абсолютно беспочвенных обвинениях и призывах запрета "жестоких игр" успела прославиться сенатор Елена Мизулина, благодаря крайне громким заявлениям.
Идеальным примером подобных нелепых нападок в США является ныне уволенный с должности адвокат Джек Томпсон, получивший славу преимущественно из -за многочисленных исков против серии GTА, но начавший строить свою "карьеру" с обвинениями игр в жестокости и насилии аж с 1997 года. И, к слову сказать, именно в плане популяризации данной темы в общественном сознании он сильно преуспел.
Итак, что лично я понимаю под жестокостью в играх и насколько она, на мой взгляд, там уместна? По сути своей, жестокостью можно считать абсолютно любые насильственные действия, но суть в том, какого типа будет эта жестокость - оправданная, как в Manhunt, или бессмысленная и глупая, как в Hatred? Если в первой она вполне органично вписывается в общий сеттинг игры и обоснована тем, что главного героя там заставляют действовать жестоко на протяжении всего сюжета, чтобы у него была возможность выжить и отомстить, то вторая - идеальный пример жестокости ради жестокости, к тому же жестокости скучной и притянутой за уши.
Иными словами, когда жестокость обоснована сюжетом и жанром, то она может быть уместной. Когда жестокость присутствует просто потому что это "круто", то оправдывать её нечем. К тому же, не стоит забывать про такие определения, как аудитория и возрастной рейтинг. Склонность к жестокости у людей была всегда, а большинство "взрослых" игровых проектов наших дней всего лишь позволяют выпускать её безопасно для себя и окружающих. Жестокие игры нужны и важны, но только в том случае, когда так называемая жестокость уместна. Большинство же представителей нашего общества очень любят делать лицемерные заявления, но при этом почти наверняка любят смотреть жестокие фильмы и сериалы, а то и в жизни иногда жестокость проявляют. Тем же, кто пока что открывает для себя игровую индустрию - попрошу иметь свою голову на плечах и не поддаваться на громкие заявления про "ужасные игры". Игры бывают разные, есть плохие, а есть хорошие. Главное - уметь выбирать под свой вкус и возраст, оценивать всю индустрию трезво.