«Честно говоря, мне наплевать на славу. Моё королевство маленькое, но я там - царь и бог».
Фильм, снискавший успех на Каннском фестивале 2014 года и заполучивший «Золотую пальмовую ветвь».
Режиссёр Нури Бильге Джейлан снял очень, очень длинную драму, вдохновляясь русской классической литературой и Вольтером. То есть, снял меланхоличную, рассудительную, утомительную, монотонную и глубокомысленную историю.
Главного героя зовут Айдын. Он немолод, медлителен, любит размышлять и писать статьи в местную газету. Он - бывший актёр, поэтому мечтает написать книгу об истории турецкого театра. А ещё ему принадлежит отель «Отелло», в котором он и живёт.
Здесь же живут его сестра и жена. Сестра переехала сюда после развода с мужем-алкоголиком. Она пьёт чай, кофе и размышляет о непротивлении злу. И во всём видит оскорбления в свой адрес. «Да знаю я, знаю, что вы обо мне думаете. А мне всё равно». Ей кажется, что она умнее и мудрее всех. Сама страдает от безделия, тоски и думает вернуться к мужу, чтобы усовестить его.
Ещё есть жена. Молодая, красивая, спокойная. Тоже рассудительная. Занимается благотворительностью, организовывает собрания в пользу сбора средств. Она тоже чем-то недовольна. Раздражается, когда Айдын хочет ей помочь в ведении дел, раздражается, что он вообще рядом. Обвиняет его в эгоизме и цинизме. Говорит, что уйдёт. Только ей не хочется покидать сытую жизнь ради копеечной работы в Стамбуле. Возможно, она сожалеет, что вышла замуж за человека, настолько старше её? Вряд ли. Она жалеет, что не может обрести смысл своей жизни, разобраться в себе, и прячется за обвинительными речами. Айдын пытается пытается помочь ей что-то понять, но им обоим друг до друга не достучаться.
«Ты - добрая, здравомыслящая, благоразумная женщина. Всё, что ты говоришь и делаешь, имеет смысл. Но... Не поняв до конца человека, сначала возвести его в статус бога, а затем злиться на него за то, что он не бог - ты считаешь, это справедливо?»
Айдын производит впечатление самого здравомыслящего из них троих. Но и у него внутри сломался компас. Кажется, он пытается найти путь к жене, к сестре, к арендаторам, к самому себе. Не получается. Одни видят в нём надменность, другие - циничность, третьи - эгоистичность. Он и сам не знает, каким должен быть. Говорят, что нужно быть собой. Но для этого нужно понять, кто ты есть.
«Наша юность прошла очень бесцветно. Мы не знали, что значит быть счастливыми. Возможно, поэтому мы не знаем, как сделать счастливыми других».
Фильм называется «Зимняя спячка». Так и есть: его герои спят. Под потрескивание огня в камине, хруст снега, долгие разговоры и чайные паузы. Вы найдёте здесь людей, запутавшихся в гордыне, невежестве, отчаянии и безуспешных попытках обрести себя. Если любите медленное кино, где ничего не происходит, кроме размышлений - вам сюда. Если находите, что три с лишним часа разговоров и молчаливых взглядов - это слишком, то смело проходите мимо. В кинематографе есть более красноречивые и менее затянутые картины о бесконечных человеческих переживаниях. Хотя мудростью эта драма, безусловно, не обделена.
«Нищета всегда существовала. Но даже если у вас всего три оливки, вы можете аппетитно разместить их на тарелке. Или тупо сожрать их из пластикового пакета».
«Зимняя спячка», Турция, Франция, Германия, 2014 (реж. Нури Бильге Джейлан)