Министерство обороны Германии официально исключило американский ударный истребитель F-35 в качестве выбора для замены своего устаревающего флота Торнадо. Чиновник министерства подтвердил сообщение немецкого сайта AugenGeradeaus о том, что F-35 больше не является финалистом конкурса, который ищет замену флоту из девяноста устаревших истребителей. Этот шаг не вызывает удивления. Берлин уже некоторое время официально выступает за модернизированную версию Eurofighter Typhoon четвертого поколения, построенного консорциумом Airbus, Leonardo и BAE Systems, в качестве замены Торнадо. Главный аргумент заключается в том, чтобы сохранить участие европейских компаний в создании боевых самолетов и, что, возможно, еще более важно, не допустить тревожащего импульса в франко-германском сотрудничестве в области вооружений.
Однако это решение оставляет открытым вопрос о сертификации ядерного оружия. Typhoon не сертифицирован для несения американских ядерных бомб, возможность, которую Германия, как часть общей стратегической позиции, получила для своих истребителей. Конкурировать с Typhoon в списке претендентов на замену Торнадо будет американский F/A-18E/F Super Hornet, разработанный фирмой Боинг. Прежде чем немецкое министерство обороны подтвердило, что F-35 официально вычеркнут из списка претендентов, агентство Reuters сообщило, что министерство рассматривает возможность разделения покупки между Typhoon и F-35 или Super Hornet. Заказ как Typhoon, так и американского самолета облегчил бы дальнейшее выполнение ядерной миссии НАТО, а также оказал бы поддержку Европейской промышленной базе. Однако это может усложнить логистику, добавив больше расходов и заставив немецкие ВВС поддерживать две цепочки поставок.
Стоит отметить, что, несмотря на жалобы на стоимость поддержания в боеготовом состоянии устаревающих Торнадо, сохранение их определенного количества боеспособными всегда считалось болезненным, но не невозможным предложением среди некоторых экспертов в области обороны. Это особенно касается ядерной миссии. «Не обязательно заменять весь флот ядерных Торнадо», ― заявил президент Федеральной академии политики безопасности (правительственного аналитического центра) Карл-Хайнц Камп в августе прошлого года в своем интервью Defense News. Он отметил, что любое немецкое правительство остро противится огласке относительно потенциальных атомных бомбардировщиков Берлина. «Вот почему они будут продолжать летать на Торнадо, несмотря на расходы, и несмотря на то, что они просили о ядерной сертификации истребителей Eurofighter в Вашингтоне», ― предсказал Камп.
Немецкие чиновники из министерства обороны подчеркнули, что никаких решений не было принято, кроме сокращения списка претендентов до FA-18 и Eurofighter Typhoon. Согласно их заявлению, министерство обороны запросит дополнительную информацию у соответствующих производителей ― Boeing и Airbus ― по вопросам эксплуатации истребителей, экономической целесообразности и сроков их поставок. Решение Германии, похоже, стало неожиданностью для производителя F-35 ― фирмы Lockheed Martin, о котором министерство не сообщало до последнего момента. «Мы не были официально уведомлены о решении относительно будущего истребителя Германии», ― сказал представитель Lockheed Майк Фридман в ответ на запрос по электронной почте. «F-35 обеспечивает непревзойденную ценность как самый способный и самый дешевый самолет с самым низким жизненным циклом, обеспечивая при этом самые сильные долгосрочные промышленные и экономические возможности по сравнению с любым истребителем на рынке. Являясь основой следующего поколения авиации НАТО, F-35 являлся бы самым передовым самолетом в современном мире, включающим в себя средства радиоэлектронной атаки, значительно превосходящие любые специализированные самолеты четвертого поколения», ― подчеркнул Фридман.