Старинное село Абрамцево, известное с конца XVI века, расцвело в веке XIX: в 1843 г. оно было куплено писателем С.Т. Аксаковым, и сразу стало любимым местом творческих посиделок тогдашних звездных литераторов. Гостевали у Сергея Тимофеича Гоголь, Тургенев, Тютчев и многие другие.
В 1870-х усадьбу купил Савва Иванович Мамонтов – и уже известная в кругах деятелей искусства усадьба стала настоящим заповедником талантов.
Мамонтовский, или Абрамцевский кружок собрал многих художников и артистов, переписки и воспоминания сохранили десятки имен. Поленов, Васнецов, Серов, Репин, Нестеров, Левитан, Врубель, Шаляпин, Ермолова, их близкие и родственники создали славу Абрамцево как места, в котором расцветают таланты.
Всего два примера:
В 1882 году в усадьбе Мамонтова силами Елены Дмитриевны Поленовой была организована «столярная» мастерская, в которой учились и работали резчики по дереву из окрестных сел. Результат – всемирно известная абрамцевско-кудринская резьба по дереву, традиции которой сегодня продолжает колледж им. Васнецова.
Виктор Михайлович Васнецов, к тому времени уже известный публике как успешный художник, именно в Абрамцево обнаруживает свой талант архитектора.
Да, это не совсем то понимание «архитектора», к которому мы привыкли. Виктор Михайлович создает эскизы и проекты, а строят по ним уже классические архитекторы – строители.
Но именно Васнецов предвосхитил то направление в архитектуре, которое позже назовут «русским модерном».
Его церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево – первый памятник нового направления, в котором модный историзм (обращение к русской допетровской архитектуре) уже не просто имитация «старых» образцов, а очень эмоциональное переосмысление и импровизация…
С чего же началось строительство храма в Абрамцево?
История эта хорошо известна благодаря активной переписке тогдашних насельников усадьбы.
В 1880 г., весной, необычайно разлилась река Воря, и фактически отрезала местным крестьянам дорогу к ближайшей церкви. Единственным вариантом для проведения Пасхальной службы оказался усадебный дом, но – он не смог вместить всех желающих.
В 1881 г. разлива не было, но на Пасхальную службу к Мамонтовым приехало гораздо больше друзей, чем планировалось. Места для богослужения опять оказалось мало, и Савва Иванович принял решение построить в усадьбе самостоятельную церковь. Домочадцы приняли идею с энтузиазмом, и начался процесс коллективного творчества, о котором пишет Васнецов в одном из своих писем:
«Все мы, художники – Поленов, Репин, я – сам Савва Иванович и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно. Наши художественные помощницы – Елизавета Григорьевна…, Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина – от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши вышивали хоругви, пелены и даже на лесах около церкви высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы. Савва Иванович, как скульптор, тоже высекал по камню… Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно…».
Интересна характеристика Мамонтова, данная ему тем же Васнецовым в одном из писем: "он был вдохновляюще деспотичен.."
Самый первый эскиз церкви подготовил Василий Дмитриевич Поленов, и ориентировался он на Новгородский храм XII века – Спас на Нередице. Но Мамонтов решил, что проект слишком грузен, и предложил работу над проектом Виктору Михайловичу Васнецову.
При этом конфликта никакого не было – атмосфера Абрамцевского кружка не допускала конфликты, и славилась радушностью и возможностью сотворчества.
Так проект Поленова оказался «вшит» в новый и переработан Васнецовым, а оформление царских врат иконами Василия Поленова и его Спас Нерукотворный с самого начала были гордостью всех, причастных к строительству…
Поленов отвечал и за интерьеры: по его эскизам был создан уникальный иконостас, киоты, подсвечники и многая другая церковная утварь.
Часть икон для храма также создана участниками кружка: Спас Нерукотворный – Ильей Репиным,
Николай Чудотворец – Николаем Невревым,
Сергий Радонежский и Богоматерь – Виктором Васнецовым.
Уже в 1882 г. храм был освящен, примерно в таком виде дошел он и до нашего времени.
Еще одна цитата из письма Васнецова:
«Церковь кончена, освящена в Спасов день. Веселье, радость! Чувствуется, что-то сделано, что-то создано живое! Теперь любопытные ездят в Абрамцево смотреть нашу маленькую, скромную, без показной роскоши Абрамцевскую церковь. Для нас, работников ее — она трогательная легенда о прошлом, о пережитом, святом и живом творческом порыве, о дружной работе художественных друзей, о дяде Савве, о его близких..."
В 1891 г. произошла небольшая перестройка церкви: после смерти Андрея, сына Саввы Мамонтова, ризница стала часовней над его могилой. У стен этой небольшой церквушки погребены многие представители семьи, в том числе скончавшийся в 1918 г. хозяин, Савва Иванович.
В 1892 г. по проекту Михаила Врубеля в нем была поставлена печь (все абрамцевские изразцовые печи – работы Врубеля).
И еще пара фрагментов:
Искусствоведы все еще изучают работы Васнецова в архитектуре.
Это здание Третьяковской галереи,
дом самого Васнецова, несколько частных заказов. Все они проектировались Васнецовым с огромной любовью к той архитектуре, которую Виктор Михайлович считал исконно русской, настоящей.
В советские годы в Абрамцево вырос дачный поселок художников, сейчас в усадьбе находится гостеприимный музей.
P.S. Издана чудесная книга об архитектурном творчестве русских художников, я рассказываю про нее по этой ССЫЛКЕ.
P.P.S. Было интересно? Поблагодари автора лайком и подпиской на канал!
Хороших дорог и чистого неба, друзья!